Логопедический массаж
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который
изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического
речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из
логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны
речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Самомассаж — это
массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим
речевой патологией.
Самомассаж
является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который
выполняется логопедом.
Целью
логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция
кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого
аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных
мышц.
Утюг.
Цель: Расслабление мышц, подготовка их к следующим
массажным приёмам.
Ход: Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
|
Гладит,
гладит он прилежно
Для
семьи своей одежду.
Этот
самый утюжок
Очень
близкий мой дружок.
|
|
|
Массаж
щек.
«Гусь».
Цель: повышение тонуса щечных мышц.
Ход: захватить в складку кожу щек между большим и
указательным пальцами, легко сдавить и отпустить, движение пощипывания.
Гусь купил
себе гармошку,
но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
по-гусиному шипела.
|
«Пурга».
Цель: максимально активизировать работу щечных мышц.
Ход: захватив
кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и
указательным пальцами,
производить разминание в круговом направлении.
И дни, и ночи напролет
Пурга за окнами ревет.
И так привычна нам она,
Что стала даже не слышна.
|
Массаж
воротниковой зоны
«Комары»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Мой приятель Валерий
Петров
Никогда не кусал комаров,
|
Дети встают друг за
другом.
Растирают спины
ладонями.
|
Комары же об этом не
знали,
И Петрова часто кусали.
|
Легко постукивают
пальцами.
|
«Кусь-кусь-кусь,
кусь-кусь-кусь!
Я Петрова не боюсь!
|
Легко пощипывают.
|
Буду я его кусать,
Буду я его щипать».
|
Поколачивают кулачками.
|
Эй, Валерий, убегай,
Комаров не догоняй!
|
Поглаживают ладонями.
|
Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.
|
Массаж спины
«Кап на туче
ночевал»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Дети встают друг за другом.
Кап на туче ночевал
И по небу кочевал.
|
Постукивают пальчиками.
|
Вдруг ударил трах-тарах —
Кап со страху шах-шарах
|
Легко поколачивают кулачками.
|
По оврагам, по мостам,
По корягам, по кустам...
|
Растирают спины ребрами ладоней.
|
Осмотрелся на заре,
Видит — вишня во дворе.
Прыг на ветку озорник:
Тронешь — кап за воротник!
|
Поглаживают ладонями снизу
спины к плечам.
Легко «пробегают» по спине
пальчиками.
|
|
Массаж спины
«Свинки»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Все постукивают,
Все похрюкивают:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
|
Дети встают друг за другом
«паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка, на
повторение потешки поворачиваются на 180° и поколачивают кулачками, затем
постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.
|
|
Массаж спины
«Суп»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Дети встают друг за
другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.
Чики-чики-чики-ща!
Вот капустка для борща.
|
Похлопывают ладонями.
|
Покрошу картошки,
Свеколки, морковки,
|
Постукивают ребрами ладоней.
|
Полголовки лучку
Да зубок чесночку.
|
Поколачивают кулачками.
|
Чики-чок, чики-чок —
И готов борщичок.
|
Поглаживают ладонями.
|
|
|