Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет) включает в себя 3 этапа:
На первом этапе(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 6 мес.) малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:
формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием -Ы, -И;
формы винительного падежа с окончанием -У (кису, куклу);
иногда появляются формы родительного падежа с окончанием -Ы ("дай воды")
Первыми грамматическими признаками глаголов являются:
повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);
формы 3-го лица ед.ч. настоящего времени (сидит, спит)
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в именительном падеже ед.ч. мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи малыша начинают появляться первые согласования слов ("Мальчик гуляет", "Дай кису"). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов (неправильное согласование слов). В предложении насчитывается 3 - 4 слова.
Показателем правильного развития речи является появление к 2 годам первых фраз.
Звукопроизношение. К двум годам появляются твердые согласные звуки Т, Д, П.
Слоговая структура слова. В трехсложных словах все еще пропускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - "укушу"), но может и сохранятся количество слогов и в четырехсложных словах.
На втором этапе (возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.) согласование прилагательных еще не усвоено, в речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. Усваиваются личные местоимения. В речи детей появляются простые предлоги (В, НА, У, С), однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смещение окончаний.
Звукопроизношение. Появляются твердые согласные звуки: В, С, З, Л. Отмечается смешение звуков, похожих по акустическим признакам. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.
Слоговая структура слова. Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки ("цепилась" - "зацепилась").
На третьем этапе (возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет) дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение падежных окончаний множественного числа существительных (-ов, - ами, -ах). Закрепляется согласование прилагательных с существительными. В речи ребенка происходит развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, в которых употребляются союзы: И, А, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА.
Звукопроизношение. Появляются согласные Ч, Щ, Ж, Ц.
Слоговая структура слова. Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.