Категории раздела
Для школьников с нарушениями произношения [16]
Для школьников с ФФНР [8]
Для школьников с ОНР [14]
Дисграфия [21]
Дислексия [0]
Презентации [83]
Выступления [25]
Артикуляционная гимнастика [9]
Для дошкольников с нарушением произношения [21]
Для дошкольников с ОНР [74]
Для дошкольников с ФФНР [8]
Заикание [2]
Документация [5]

Меню сайта

Закажи сертификат
ЛОГОПЕДиЯ

конкурс сайтов
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛОГОПЕДиЯ
С благодарностью к преподавателям Иркутского государственного педагогического университета
 
Понедельник, 23 Окт 2017, 08:41
Регистрация Нравится
Главная » Файлы » Добавь свой материал » Выступления

Играем с пальчиками - развиваем речь.
06 Июл 2015, 19:46
Сообщение для родителей первоклассников
"Играем с пальчиками – развиваем речь"

Автор: Македонская Н.П., учитель-логопед МБОУ г.Иркутска СОШ №42

Родителей, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И, наоборот, почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков Вы одновременно развиваете и речь ребёнка!
Уровень развития тонкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и рук. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку. Для проверки готовности руки и овладения письмом можно предложить ребенку нарисовать простой узор на нелинованной бумаге. Если ребенок хорошо справляется с заданиями, значит связь глаз – рука достаточно сформирована. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, недостаточны у него также координация глаза и руки, зри-тельный контроль.
Упражнять пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти можно с помощью специальных заданий и упражнений. Средствами развития мелкой моторики являются: пластилин, бумага, карандаши, счетные палочки, конструктор, мозаика, природный материал, крупа, бусы, пуговицы, нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, куклы.
Игры с пластилином. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры со счетными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Игры с конструктором, мозаикой, пазлами. Подобные игры будут не только интересны детям, но и помогут воспитанию усидчивости, фантазии, развитию мелкой моторики.
Игры с природными материалами. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с куклами. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», куклы-марионетки.
Различные виды рукоделия: шитьё вязание, плетение также развивает ручную умелость.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
• массаж тыльной стороны кистей рук
• массаж ладони
• массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Можно условно разделить упражнения на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук
2 группа. Упражнения условно статические
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Интересным и развивающим для детей является театр теней.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Проведение линий. Существуют различные задания на проведение линий. Например, «дорожки». Ребенок должен провести линии, не выходя за контур и не отрывая карандаш от бумаги. Если ребенок уверенно проводит различные линии, можно приступать к выполнению более сложных заданий. Раскрашивание картинок – также одно из полезных упражнений.
Выполнение штриховки. Штриховка – это проведение прямых параллельных, горизонтальных, вертикальных или наклонных линий, не выходящих за контур фигуры. Ребенок должен уметь выполнять штриховку в разных направлениях разными способами.
Копирование рисунков. Копирование рисунков развивает не только мелкую моторику, но и зрительное восприятие и внимание. Ребенок может сравнить между собой предметы и дорисовать недостающие детали. Можно копировать фигуры по точкам, можно дорисовать недостающую половину рисунка.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ребенок должен достаточно уве-ренно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Для формирования этого умения существуют различные упражнения: прописывание элементов, рисование узора по клеточкам, графические диктанты и т.д.
Ориентировка на листе бумаги в линейку. Хорошо, если первоклассник умеет прописывать элементы букв по образцу. На первых этапах работы в тетради в широкую линию, можно эту линию разделить карандашом. Помогут и рисование узоров в линию, проведение различных линий и т.д.
Леворукого ребенка следует научить:
1. Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
2. Правильно держать карандаш (ручку);
3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, при рисовании и письме.
4. Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В букварный период целесообразны прописи для леворуких.
5. Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо.
6. Рекомендуется синхронное проговаривание при письме (для укрепления контроля к звуко-буквенному анализу)
7. Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. В помощь родителям в продаже имеется различная литература. (Далее – знакомство с литературой для развития мелкой моторики.)
Успехов вам!

Источники:
Конина Е.Ю. Волшебные лабиринты и дорожки. – М.: Айрисс-пресс, 2005
Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму.- М.: Гном-Пресс, 2000
Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки детей к школе.- Мн.: Харвест, 2004
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ-Астрель, 2001
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М.: АСТ-Астрель, 2002
Категория: Выступления | Добавил: xxxzzz19571578 | Теги: мелкая моторика рук, коррекционная педагогика
Просмотров: 423 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 alivanovailona   (22 Янв 2016 13:45)
интересно и познавательно, спа
сибо вам за идеи как использовать новое на уроках.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Моя кнопка
ЛОГОПЕДиЯ

О развитии ребенка
[03 Мар 2011]
Закрытие коррекционной школы-интерната 8 вида (9)
[13 Ноя 2011]
Моя профессия - логопед! (5)
[22 Фев 2012]
Награда и эстафета "Чудо-блог" (0)
[05 Фев 2013]
Раннее речевое развитие (0)
[05 Фев 2013]
Эффективные упражнения для развития ребенка (0)

Новое на форуме
  • Правила получения сертификата (123)
  • Помог ли сертификат сайта в получении стимулирующих выплат? (6)
  • Внешний вид логоеда (1)

  • Картинки в помощь
    Фото пользователей [25]
    Сюда вы можете добавлять свои фото
    Мишки Тедди [96]
    Артикуляционная гимнастика [9]
    Артикуляционные профили [24]
    Автоматизация звуков [537]
    Словарный запас [370]
    Пособия своими руками [18]
    Моя работа [5]

    Развитие речи

    Посоветовать другу

    Новый опрос
    Помог ли сертификат сайта в получения стимулирующих выплат
    Всего ответов: 34
    Предлагаю обсудить эту тему на форуме

    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 245

    Опрос
    Кто на сайте?
    Всего ответов: 388

    Опрос
    Как Вы попали на мой сайт?
    Всего ответов: 314

    Друзья
    Маленькая страна” сайтМолчановой Н.Н.«Пёстрый Портфель» Учитель-Учителю  Фатхутдинова Ильсияр-мир особых детей Учительский портал Высшая школа делового администрирования

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Топ пользователей

    Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Поиск

    Логопедическая помощь
    Подписаться письмом
    ЛОГОПЕДиЯ © 2017 При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна Конструктор сайтов - uCoz
    Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Наш сайт в каталоге Главной Московской доски объявлений 495RU.ru GlavBoard.ru Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU