Категории раздела
Для школьников с нарушениями произношения [16]
Для школьников с ФФНР [8]
Для школьников с ОНР [14]
Дисграфия [21]
Дислексия [0]
Презентации [83]
Выступления [25]
Артикуляционная гимнастика [9]
Для дошкольников с нарушением произношения [21]
Для дошкольников с ОНР [74]
Для дошкольников с ФФНР [8]
Заикание [2]
Документация [5]

Меню сайта

Закажи сертификат
ЛОГОПЕДиЯ

конкурс сайтов
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛОГОПЕДиЯ
С благодарностью к преподавателям Иркутского государственного педагогического университета
 
Пятница, 23 Июн 2017, 17:53
Регистрация Нравится
Главная » Файлы » Добавь свой материал » Выступления

РАБОТА С СЕМЬЕЙ
08 Окт 2012, 00:15
РАБОТА С СЕМЬЕЙ
Все семьи, имеющие детей с отклоняющимся развитием мож¬но условно разделить на три группы:
 семьи, которые в течение определенного времени после поста¬новки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации;
 семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведе-ния; в этих семьях не формируются правиль¬ные представления о положении ре-бенка, возможностях его лече¬ния и развития;
 промежуточная категория семей, т.е. семьи с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.
В адап¬тации семьи большую роль играют личностные особенности роди¬телей, особенно матери. Существуют раз¬личные типы реагирования на факт установленного у ребенка за¬болевания (паранояльные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование и т.д.). Огромна роль здорового психоло¬гического климата в семье, где растет ребёнок с проблемами в развитии. Отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей.
Роль семьи в реабилитации детей с огра¬ниченными возможностями состоит в том, что они могут стать союзниками специалистов врачей, педагогов, психологов, а могут сознательно или бес¬сознательно препятствовать реабилитационному процессу.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии – большое по¬трясение для семьи. Условно можно выделить несколько стадий приспособления к этой ситуации.
Первая стадия — стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем, обвиняя друг друга или врачей. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. В семье рас-тет напряженность, ухудшается соци¬ально-психологический климат. Можно встретиться с реак-цией от¬рицания: родители не верят, что ребенок родился с отклонениями в развитии.
Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби — скорби по желанному здо-ровому ребенку, которого нет. Отноше¬ние к аномальному ребенку зачастую лишено непосредст-веннос¬ти: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспо-мощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов.
Наконец, третья стадия — стадия адаптации. Родители «прини¬мают» сложившуюся си-туацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок. Показате-лями адапта¬ции являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высше¬го смысла в проис-шедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот, пособий и пр. Конечно, гово¬рить об адаптации можно лишь с большой долей условности: по¬давляющее боль-шинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или мень-шей степени выра¬женности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Но даже эта услов¬ная адаптация происходит не всегда.
Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущерб¬ности, усугубляемое, к со-жалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. Да-же если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребен¬ка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблаго-приятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оце-нить возможности ребенка, неправильно его воспитывают.
Существуют различные классификации типов неправильного воспитания. Одна из класси-фикаций выделяет следующие типы неправильного воспитания:
1) гипопротекция (безнадзорность),
2) доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль),
3) по¬творствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира се¬мьи»),
4) эмоциональное отвержение,
5) гиперопека и симбиоз,
6) воспитание посредством нарочитого лишения любви,
7) вос¬питание посредством вызова чувства вины.
Все эти типы воспитания так или иначе деформируют личность ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию.
Основные направления в работе специали¬стов:
 гармонизация семейных взаимоотношений, установление правильных детско-родительских отношений, помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физи¬ческих, так и психологических),
 помощь в решении личных проблем (чувство неполноценнос¬ти, вины), связанных с появлением аномального ребенка,
 обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной трени-ровке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т.п.),
 помощь в выборе профессии и места получения профессиональ¬ного образования.
Приоритетность тех или иных направлений в работе определя¬ется после исследования се-мьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований. Соответственно и сама рабо¬та может строиться в моделях психологического консультирова¬ния, психологической коррек-ции и психотерапии (хотя надо за¬метить, что такое разделение весьма условно). Конкретные фор-мы работы зависят от задач, стоящих перед психологом, и его про¬фессиональной подготовки. Это могут быть и родительские клубы, и систематические занятия, и индивидуальная работа с мате-рью или отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, инсценировки, родительские сочинения — все это и многое дру¬гое может быть использовано для работы с семьей.
Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве слу-чаев носит традиционный характер. Отец ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени и силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием своих семейных обязан-ностей. В связи с этим психика отца не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка.
Общее состояние родителей можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик. Выделяются три уровня качественных изменений, име¬ющих место в семьях данной категории: психологический, соци¬альный, соматический. На психологиче-ском уровне у матери ребен¬ка наблюдается стресс, имеющий пролонгированный характер, кото-рый оказывает сильное деформирующее воздействие на пси¬хику других членов семьи и становит-ся условием резкого, травми¬рующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. На социальном уровне наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, изби-рательной в связях; происхо¬дит деформация во взаимоотношениях между родителями боль¬ного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы. На соматическом уровне возникает пато-логическая цепочка: заболе¬вание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические забо¬левания.
Ряд семей успешно выходит из этого состояния, но их меньшинство. Основная масса се-мей испытывает сложности адаптации в течение многих лет. Признаки неблагополучных («де¬структивные», «дисфункциональные») семей: постоянные жалобы на ситуацию, саботаж реабили-тационных мероприятий, гиперопека больного ребенка, наличие замкнутых систем «мать—ребенок», большое число соматических жалоб со стороны членов семьи, социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов.
По мере взросления больного ребенка ситуация может изме¬ниться и появляются новые признаки: выраженная враждебность по отношению к ребенку-инвалиду, избегание его.
В неблагополучных семьях выявляются такие особенности пси¬хологического климата, как конфликтность, отсутствие организо¬ванности, противоречивость, несогласованность требова-ний, предъявляемых ребенку. У родителей формируется своеобразный защитный (компенсатор-ный) психологический механизм — нео¬боснованная вера в возможность полного излечения ре-бенка. Они тратят огромные средства на лечение ребенка у знахарей, «целите¬лей», часто меняют врачей и методы лечения. «Хождение по кругу» отнимает у них силы, отвлекает их от продуктив-ных социальных контактов и принятия необходимых мер. В этих семьях матери, те¬ряя основную профессию, не стремятся к перепрофессионализации; семьи проявляют выраженные иждивенче-ские тенденции, неготовность к активной деятельности, склонность полагаться боль¬ше на внеш-ние обстоятельства, чем на собственные усилия. Таким образом, основная масса характеризуется феноменом «социального иждивен¬чества».
Семье, в которой есть больной ребенок, прежде всего, необхо¬димо помочь овладеть ситуа-цией, раскрыть нравственные, психо¬логические ресурсы, которые есть у каждого из ее членов. С этой целью психолог и другие специалисты используют следующую систе¬му: на первом этапе необходимо помочь семье проанали¬зировать, каковы возможные источники поддержки (матери-аль¬ные, нематериальные); существующие резервы (кто может помочь? как наиболее эффективно использовать помощь?); проблемы, тре¬бующие решения (материальные проблемы – деньги, пита-ние, специальные приспособления, одежда, транспортные средства, ме¬дицинская помощь, лекар-ства и т.д.); нематериальные проблемы – дефицит общения, эмоциональные переживания, органи-зация досуга и др.). Далее важно помочь проанализировать, какой способ реагирования на ситуа-цию предпочитается в семье и насколько он эффективен.
Типы поведенческих реакций членов семьи, имеющей ребёнка с проблемами в развитии:
 игнорирование проблем – члены семьи не осознают, что проблемы, связанные с нали-чием в семье инвалида, будут постоянно;
 надеются на быстрое и полное выздоровление;
 сравнение с жизнью других семей и нахождение каких-либо преимуществ в своем по-ложении;
 духовная поддержка друг друга, поиски и нахождение высшего смысла в сложившей-ся ситуации (характерно для религиозных семей);
 поиск помощи государственных и общественных организаций (встречается наиболее часто);
 переоценка проблемы, формулирование адекватной защитной психологической пози-ции, механизмов, направленных на умень¬шение эмоционального стресса.
Необходимо помочь семье выработать правильное отно¬шение к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка. Эти проявления вызы¬вают иногда у окружающих любо-пытство или брезгливость оскорбительные как для больного ребенка, так и для его родных. Члены семьи должны преодолеть болезненную реакцию на неблагоприятное отношение окружающих. Для этого необходимо следующее:
• члены семьи должны понять, что предрассудки в отношении физического уродства - результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку;
• членам семьи следует обсудить между собой (возможно со¬вместно с психологом или другим специалистом) те пережива¬ния, которые вызывает у них отношение окружающих к ребенку и по-нять что часто эти люди не испытывают негативною отно¬шения к больному и чувство стыда и ущербности, переживаемое родными, носит субъективный характер, отражает действие длитель-ной психотравмирующей ситуации;
• необходимо помочь членам семьи определить приоритеты важней ли для них избежать предубе-жденности окружающих или их собственная свобода удовлетворять свою потребность в соци¬альных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.
Последняя задача является наиболее трудной. Всегда остается некоторая доля семей, скрывающих ребенка от окружающих. Как правило, это семьи, стремящиеся во что бы то ни стало сохранить спой престиж в глазах знакомых и болезненно переживающие лю¬бые неудачи.
Категория: Выступления | Добавил: Катерина
Просмотров: 935 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Моя кнопка
ЛОГОПЕДиЯ

О развитии ребенка
[03 Мар 2011]
Закрытие коррекционной школы-интерната 8 вида (9)
[13 Ноя 2011]
Моя профессия - логопед! (5)
[22 Фев 2012]
Награда и эстафета "Чудо-блог" (0)
[05 Фев 2013]
Раннее речевое развитие (0)
[05 Фев 2013]
Эффективные упражнения для развития ребенка (0)

Новое на форуме
  • Правила получения сертификата (123)
  • Помог ли сертификат сайта в получении стимулирующих выплат? (6)
  • Внешний вид логоеда (1)

  • Картинки в помощь
    Фото пользователей [25]
    Сюда вы можете добавлять свои фото
    Мишки Тедди [96]
    Артикуляционная гимнастика [9]
    Артикуляционные профили [24]
    Автоматизация звуков [537]
    Словарный запас [370]
    Пособия своими руками [18]
    Моя работа [5]

    Развитие речи

    Посоветовать другу

    Новый опрос
    Помог ли сертификат сайта в получения стимулирующих выплат
    Всего ответов: 34
    Предлагаю обсудить эту тему на форуме

    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 242

    Опрос
    Кто на сайте?
    Всего ответов: 385

    Опрос
    Как Вы попали на мой сайт?
    Всего ответов: 311

    Друзья
    Маленькая страна” сайтМолчановой Н.Н.«Пёстрый Портфель» Учитель-Учителю  Фатхутдинова Ильсияр-мир особых детей Учительский портал Высшая школа делового администрирования

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Топ пользователей

    Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Поиск

    Логопедическая помощь
    Подписаться письмом
    ЛОГОПЕДиЯ © 2017 При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна Конструктор сайтов - uCoz
    Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Наш сайт в каталоге Главной Московской доски объявлений 495RU.ru GlavBoard.ru Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU