"Логопедическая гостиная", тема: "Учите детей говорить правильно"
| 07 Апр 2013, 22:06 |
«Логопедическая гостиная» ( для педагогов и родителей) Тема: «Учите детей говорить правильно» Содержание:
1. Что такое «слоговая структура слова»? Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста 3-7 лет. 2. Практические задания, направленные на формирование слоговой структуры слова.
Что такое «слоговая структура слова»? Причины и виды нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста 3-7 лет.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей, у которых речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты. Это может проявляться в разной степени. При осложненных формах дополнительно нарушается слоговая структура слова. Что это такое? Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик - водопроводчик, астобус - автобус, висипедист - велосипедист, стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурец, впасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда. В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Итак, если Вы стали замечать в спонтанной речи у ребёнка вот такие примеры слов аномальной детской речи, то это повод для беспокойства. Как же понять, распознать нарушена ли слоговая структура слова? Очень просто, предложить ребенку отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных). Для обследования слоговой структуры слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов: 1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети). 2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина). 3. Односложные слова (дом, мак). 4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель). 5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка). 6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан). 7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон). 8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки). 9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник). 10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка). 11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф). 12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт). 13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка). 14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Методика обследования детей 3-4 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за взрослым слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов. Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство. Виды работ должны варьироваться: - назвать предметные картинки; - повторить слова за взрослым; - ответить на вопросы (Где подстригают волосы?). После 5 лет детям дается задание повторить за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: Водопроводчик чинил водопровод. Милиционер регулирует уличное движение. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской. Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Практические задания, направленные на формирование слоговой структуры слова • После того, как ребенок научится по заданию хлопать в ладоши 1,2,3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма - ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п. • Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный — гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подбираются слова, где один слог оканчивается на согласный {ка-ток, мас-ка, банка, пас- та и т. п.) далее — слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (ластик, бан-тик и т. п.). • Упражняйте в распределении согласных между двумя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении стечения согласных: ста — кан, Моск — ва, гра — дус — ник, каст — рю — ля, прос — ты — ня. • Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых — двухсложных. После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произносится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолированного произнесения. Дети, умеющие читать, легче, воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой. • Напишите слово (лучше на клейких листках), разрежьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сначала задание может выполняться с опорой на образец, а затем по памяти.
|
Категория: Выступления | Добавил: Далида
|
Просмотров: 1833 | Загрузок: 11
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|