Цели: Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Коррекционно - образовательные задачи. • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в родительном падеже, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление существительных с предлогами). • Совершенствовать слоговую структуру слова (двусложные слова с одним закрытым слогом: полка, диван, кровать). • Учить составлять сложноподчиненные предложения, используя союз потому что. • Учить составлять описательный рассказ о мебели по схеме. Коррекционно-развивающие задачи. • Развивать связную речь, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику. Воспитательные задачи. • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность, умение отстаивать своё мнение. Оборудование: презентация, кукла Буратино, золотой ключик, кукольная мебель, картинки на каждого ребенка с изображением стола без ножки или стула без ножки, карандаши, схема для составления описательного рассказа о мебели.
Ход занятия
1. Орг. момент. Минутка вхождения. Каждый день, всегда, везде: На занятиях, в игре, Четко, громко говорим – Никуда мы не спешим!
2. Объявление темы занятия. - Ребята, хотите отправиться в сказку? Приготовились….поехали…
Инструкция воспитателя Выполняемые движения На лошадке ехали, До угла доехали, Высоко поднимают колени перед собой. Сели на машину, Налили бензину. Изображают, будто переливают бензин из канистры в бак. На машине ехали, До реки доехали. Руки вытягивают перед грудью — «крутят руль». Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход. Правой ногой «жмут на педаль», затем топают ногой. Пароходом ехали, Руки вытягивают перед собой, кончики пальцев соединяют. До горы доехали. Пароход не везёт, Поднимаются на носочки, руки поднимают вверх. Надо сесть в самолёт Самолёт летит, Встают на носочки, руки в стороны. В нём мотор гудит: У-у-у! (И. Токмакова) Бегут по кругу на носочках. гудят «у-у-у».
3. Слайд 2. А к кому же мы приехали в гости? Отгадайте загадку. У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный... Кто же это?.. (Буратино) 4. Мимические упражнения. Слайд 3. – Какое настроение у Буратино? (радостное) - изобразите радость. Слайд 4. – А тут какой Буратино? (грустный) – покажите грусть. - Как вы думаете, почему Буратино грустный? (потерял ключик) - Поможем Буратино найти ключик?
5. Д. игра «Расставь мебель». Появляется Буратино (игрушка). - У Буратино новоселье. Он просит вас помочь расставить мебель по комнатам. Поможем? Дети по очереди берут мебель и расставляют, проговаривая свои действия. (Например: Диван поставим в гостиную. Кровать поставим в спальню. И т.д.) - Ребята, Буратино вам благодарен, за то, что вы помогли ему справиться с таким нелегким заданием!
6. Д. игра «Четвёртый лишний» Слайды 5 – 7. Дети выбирают лишнюю мебель, объясняя свой выбор. В последнем варианте есть два решения. Дети отстаивают свою точку зрения. (Например, лишняя табуретка, потому что она не стул). - Молодцы! Отлично справились с заданием!
7. Загадывание загадок детьми о мебели. (Домашнее задание)
8. Д.игра «Что без чего?» Слайд 8. - Посмотрите на экран. Под столом уселась кошка, А над нею стол без... (ножки). А на этой вот картинке Нарисован стул без… (спинки).
Инструкция воспитателя Выполняемые движения Скоро мы переезжаем, Всё с собою забираем. Сжимают — разжимают пальцы на обеих руках одновременно. Стулья, стол, сервант, комод Переедут тоже. Ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь. Вот! Делают громкий хлопок в ладоши. В новом доме будут с нами Два стола, комод с вещами, Кресла два, диван, кроватка, Где братишка мой спит сладко. С. Чешева Складывают ладони уголком — «домик».
- Возьмите карандаши и дорисуйте то, что забыл нарисовать художник. Давайте посмотрим, как у вас хорошо получилось. Молодцы.
9. Физкультминутка «Буратино» Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел – Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать.
10. Составление описательного рассказа о мебели по схеме. Слайды 9 – 13 Дети в домике у Буратино берут один предмет мебели (Например, шифоньер) и составляют описательные предложения по очереди по схеме. В шифоньере находят ключик. - Где лежит ключик? (Ключик лежит в шифоньере).
11. Итог занятия. Появляется Буратино (игрушка) и благодарит детей, что они помогли найти золотой ключик. На память раздает свои черно – белые фотографии. Дети говорят, что им понравилось на занятии. - Где лежал золотой ключик? Вне занятия дети раскрашивают изображение Буратино.