Приемы развития и коррекции и пространственно-временных представлений
| 12 Ноя 2012, 21:32 |
Приемы развития и коррекции и пространственно-временных представлений [size=7] Многие педагоги уделяют внимание исследованию пространственно-временных представлений в силу их особой роли в формировании и осуществлении всех высших психических функций. Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения и письма, конструктивного мышления. По мнению Семаго Н.Я., пространственные представления являются одной из базовых составляющих познавательной деятельности, их сформированность, имеют большое значение для ее полноценного развития, усвоения школьных знаний и навыков. Любые нарушения пространственных представлений в онтогенезе затрудняют формирование высших психических функций и препятствуют ходу нормального развития личности в целом. Специфика нарушений пространственно-временных представлений отражается на психической и учебной деятельности школьников, что в свою очередь оказывает влияние на: 1. формирование устной речи (неправильное понимание и употребление предлогов, наречий, выражающих пространственные отношения и сложных логико-грамматических конструкций языка); 2. освоение письма (неумение ориентироваться в пространстве листа, неправильное расположение записи на листе, трудности в соотнесении букв и линий тетради, несоблюдение границ поля тетради, смешение оптически сходных букв, зеркально написание букв); 3. овладение чтением (суженный круг различимого пространства: строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, трудности различения сходных по форме букв, неправильное направление чтения); 4. освоение математических представлений ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетрадь, трудности в освоении мер длины, трудности в овладении счетными операциями и отношениями сравнения); 5. формирование изобразительных навыков (неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке); 6. организацию деятельности на занятии и уроке (пространственные ошибки при выполнении расположения учебных предметов на парте или столе, ошибки в выполнении требований педагога, связанных с направлением движения ребенка).
Развитие и уточнение пространственно- временных представлений В исследованиях отмечено, что у обучающихся, страдающих нарушениями письма, имеются нетвердые знания о временных единицах года, месяцев, дней недели, их последовательности. Упражнения в определении направлений, времени создают основу для воспитания звукового, слогового и морфемного анализа слов. Иначе порядок и количество звуков в слове, предлоги и приставки пространственного значения, а также времена глаголов, будут усваиваться с трудом. Какие виды работ можно предложить?
1. Работа над формированием схемы тела (у себя, у стоящего напротив) * поднять правую руку; поднять левую руку; * соотнести части тела с правой (левой) рукой; назвать их (правая щека, правая нога и т.д.); * показать правую бровь и левый локоть (перекрестное упражнение) - у себя и у соседа.
2. Работа над закреплением пространственных взаимоотношений * вытянуть руку вправо; повернуться налево; * в колонне назвать человека, стоящего впереди и сзади, а в шеренге - справа и слева; * определить правый и левый край парты; поднять руки тем ученикам, кто сидит за правой половиной стола; * выяснить какой рукой машет девочка из окна; * показать правый и левый карманы у джинсов, правый (левый) рукав у блузки; * установить, какой след ноги (правый или левый); * определить правый и левый берег реки.
3. Работа с цифровым рядом на примере чисел первого десятка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * Назвать первое число слева или справа. Какое число из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? * Прочитать ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении? * Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит справа от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). * Покажите соседа слева или справа для разных чисел (называть числа рекомендуется с пропусками).
4. Графическое воспроизведение направлений * Плакаты: стрелка вниз, вверх, влево, вправо. * Поставить на строке 4 точки. Поставить знак + - от первой точки - снизу - от второй - сверху - от третьей - слева - от четвертой - справа * Поставить на строке 4 точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: - от первой - вниз - от второй - вправо - от третьей - вверх - от четвертой - влево * На двух строчках отметить по 8 точек. Мысленно сгруппировать их в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата). * * * * * * * * * * * * * * * * Соединить стрелками, как показано на рисунке: - в первом квадрате: первую верхнюю и первую нижнюю - стрелкой сверху вниз; вторую верхнюю и вторую нижнюю - стрелкой снизу вверх; - во втором квадрате: первую верхнюю и вторую верхнюю - стрелкой слева направо; первую нижнюю и вторую нижнюю - стрелкой справа налево; - в третьем квадрате: первую верхнюю и вторую нижнюю - стрелкой сверху вниз; - в четвертом квадрате: первую нижнюю и вторую верхнюю - стрелкой снизу вверх.
5. Временные представления: Ребенок должен оперировать понятиями: сутки, неделя, времена года, месяцы, возраст и роли в семье - и знать, что они включают. Сутки: * Как называется прием пищи в разное время суток? * Рассмотреть схему суток. Разложить в нужной последовательности карточки с названиями частей суток. (утро, .....)
* Рассказать об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже. * Проверить усвоение этой лексики в игре с перекидыванием мяча, например: "Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?" - "Я сначала обедаю, а потом мою тарелку" и т.д. Неделя: * Назвать пять дней подряд без дат и дней недели: ... - .... - СЕГОДНЯ - ... - ... (вчера, завтра, позавчера, послезавтра) * Вставить пропущенные слова "СЕГОДНЯ" и "ЗАВТРА". "___ поучусь, а ___ погуляю" - говорит ленивый. "___ поучусь, а ___ погуляю" - говорит прилежный. * Прослушать диалог М. Малишевского и вставить недостающие слова. Ночь и день Как тебя сегодня зовут, Ночь? - спросил День. Как зовут? Никак не зовут: Ночь да Ночь. А как будут звать завтра? Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь. А как звали тебя вчера? Тоже Ночь. А меня сегодня зовут Вторник, :: будут звать Среда, а :: звали Понедельником, - сказал День. * Запомнить по порядку названия дней недели. О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница. Назвать соседей вторника, четверга. Времена года: * Отгадать загадки, ответив на вопрос: "Когда это бывает?" Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает? Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает? * Заполнить цепочку времен года в нужной последовательности: _______, ________, _ЛЕТО_, ________. _ЛЕТО_, ________, _______, ________. Следует делать акцент на логике смены времен года, чтобы избежать заучивания. Месяцы: * Запомнить названия месяцев по временам года, группируя названия месяцев по сезонам, уметь называть зимние, летние, осенние, весенние месяцы, 2-ой летний месяц, 3-ий зимний, 1-ый весенний месяц : * Прослушать сказку- загадку В.И.Даля "Старик-годовик", отгадать. Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвёртый раз, и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы - по четыре крыла. А в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая чёрная. Махнёт птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно. При повторном прочтении сказки расшифровываются все символы, дети раскрывают количественные соотношения этих символов, вспоминают "особое имя" каждой птицы и каждого пера. Возраст и роли в семье * сопоставить понятия: дед - отец - сын - брат; бабушка - мать - дочь - сестра. * Дать варианты этих понятий (кто кем кому приходится): дед - отец отца (или матери). бабушка - .......: отец - сын деда (или бабушки). мать - ........: Петя - сын отца, внук деда, брат Кати. Катя - ......: * Составить рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др. * Составить схему состава собственной семьи. Объяснить устно, кем ты приходишься каждому члену своей семьи. * Объяснить смысл пословицы: "Ноябрь - сентябрю внук, октябрю - сын, зиме - родной батюшка."
Совершенствование навыков по определению временного и пространственного расположения предметов, объектов, возраста людей, времен года, времени суток постепенно создает основу для формирования звукослогового и морфемного анализа слов. Представления об очередности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении, расположении слов с их переносами на строчках тетради становятся предпосылкой для успешного преодоления нарушений письменной речи. Практическая работа с обучающимися показывает, что развитие временных и пространственных представлений представляет собой актуальную проблему, для которой необходим комплексный подход. В решении данной проблемы должны принимать участие учитель, учитель-логопед и педагог-психолог. Так, например, логопедические задания могут сочетаться с тематическими сообщениями учеников на уроке с использованием знаний о времени и пространстве. Психолог проводит с детьми индивидуальные и групповые занятия, предлагая устные задания на проверку умений ориентироваться во времени и пространстве: "Части тела", "Родственные отношения", "Календарь", "Сезонные занятия людей" и др. Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников не только способствует коррекции письменной речи, но и является профилактикой проблем в изучении предметов, требующих высокого уровня сформированности пространственных представлений: геометрии, черчении, истории, географии, физики, химии, астрономии.
|
Категория: Для школьников с ОНР | Добавил: olalogos
|
Просмотров: 3554 | Загрузок: 5
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|