Методика работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР
06 Янв 2013, 00:20
Методика работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР
В процессе логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР основной целью является формирование, с одной стороны, психологических механизмов овладения системой языка (формирование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоения правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка. Процесс формирования морфологической системы языка осуществляется на основе сопоставления речевых единиц (словообразования и формообразования), выделения морфем в единстве их значения и звуковой оболочки, закрепления парадигматических (внутри парадигмы словообразования и словоизменения) и синтагматических (закрепление связей между словами) отношений. Дети с ЗПР испытывают существенные трудности в вычленении из речи форм слов, морфем, в определении грамматических значений, в их соотнесении с формальным выражением. В связи с этим, в процессе логопедической работы осуществляется поэтапное формирование тех речевых предпосылок, которые определяют овладение парадигмой словоизменения и словообразования, а также выбор формы слова в процессе порождения речи. На начальном этапе в качестве таких предпосылок рассматривается уточнение лексического значения слова, отдельных грамматических значений, закрепление связи отдельного грамматического значения с его звуковой формой параллельно с уточнением звуковой структуры слова и морфемы. Эти предпосылки дают возможность перейти к дифференциации форм слов на основе комплекса значений, определяющих форму слова (формирование парадигмы словоизменения и словообразования). В дальнейшем осуществляется закрепление операции выбора и комбинирования правильных грамматических словоформ в словосочетаниях, предложениях, связной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям: 1. Уточнение лексического значения слова; 2. Уточнение грамматического значения слова; 3. Формирование парадигмы словоизменения; 4. Формирование словообразования; 5. Развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов; 6. Развитие языкового анализа и синтеза. Связь между этими направлениями осуществляется симультанно-сукцессивно ( параллельно- последовательно).
Уточнение грамматического значения слова Значение грамматической формы в целом представляет собой единство грамматических значений, на основании которых и происходит выделение какой- либо формы из ряда грамматических форм. Каждая грамматическая форма занимает в парадигматической системе определённое место и находится как бы на пересечении ( на стыке) грамматических значений. Однако для того чтобы определить совокупность грамматических значений каждой формы слова, ребёнок должен уметь дифференцировать отдельные грамматические значения. В связи с этим, на начальных этапах логопедической работы проводится работа по дифференциации наиболее простых грамматических значений, а именно: дифференциация категориального значения существительных, прилагательных и глаголов (Iэтап). Затем осуществляется закрепление отдельных, наиболее рано проявляющихся в онтогенезе грамматических значений имени существительного: значений рода ( мужского и женского) существительных; значений одушевлённости и неодушевлённости; дифференциация падежных значений существительных и значений числа глагола (II этап). На III этапе коррекционной работы проводится работа по закреплению связи грамматического значения с формальными признаками в следующей последовательности: 1) развитие умения определять число существительного по конечной части слова; 2) развитие умения определять род имён существительных по конечной части слова. Раскроем содержание основных этапов коррекционного воздействия. I этап. Дифференциация имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Логопедическая работа по развитию умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы должна опираться на онтогенетический принцип появления данных частей речи в активном словаре детей. При этом учитываются этапы формирования умственных действий. На начальных этапах логопедической работы по дифференциации категориального значения частей речи используются внешние схемы, картинки, условные обозначения, которые символизируют предметы, признаки и действия предметов. Графическое изображение помогает осуществить переход от материализированного действия к речи. Затем осуществляется интериоризация внешней речи, перенос её из внешнего плана во внутренний.
Примерные виды заданий и упражнений
1) Дифференциация категориальных значений имён существительных и глаголов Вначале логопед показывает детям предметы или картинки с изображением предметов и просит сказать, что это. Затем делается вывод, что названные слова обозначают предметы. Логопед спрашивает: «Какой вопрос я задала?» (Что это?) Эти слова соотносятся с символом [□]. Далее логопед показывает сюжетные картинки с изображением одного субъекта, выполняющего различные действия ( мальчик сидит, мальчик играет, мальчик бежит и т.д.). Логопед задаёт вопрос к картинке : «Что делает мальчик?» Дети отвечают одним словом (сидит, играет, бежит). Делается вывод, что слова сидит, играет, бежит обозначают действия и отвечают на вопрос «Что делает?». Слова соотносятся с символом []. Далее даётся задание поднять [□], если слово обозначает предмет, поднять [], если слово обозначает действие. Речевой материал- группы слова ( например, дорога, работать, дом, дерево, кошка, слон, цветок, прыгать и т.д.)
2) Дифференциация категориальных значений имён существительных и имён прилагательных Предварительно уточняется, что слова могут называть предметы и свойства (или признаки) предметов. Речевой материал- группы слов ( например, собака, ромашка, грустный, куст; линейка, весёлый, облако, трава; зима, сугроб, шуба, холодный и т.д.). Логопед предлагает ребёнку послушать группу слов и назвать «лишнее слово». «Лишним словом» считается имя прилагательное.
3) Дифференциация имён существительных, имён прилагательных, глаголов Предварительно каждое обобщённое значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится с определённым символом, фишкой: квадрат- существительное, треугольник- глагол, круг- прилагательное. Для дифференциации значений существительных, глаголов, прилагательных логопед называет различные слова. Ребёнок, услышав слово, поднимает соответствующий символ. Речевой материал- группы слов (например, дом, читать, большой, щенок, рисовать, кукла, голубой, копать, светлый, птица, прыгать и т.д.).
4) Игра «Волшебное дерево» (Для актуализации связей слов). На доске – макет дерева, у детей- карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи. Логопед называет слово, дети находят соответствующий символ и помещают его на макет дерева (квадрат- существительное, треугольник- глагол, прилагательное- круг).
5) Игра «Придумай слово» Логопед называет слово и поднимает символ ( не соответствующий слову). Ребёнок придумывает слово в соответствии с символом, которое может употребляться в речи с исходным словом. Например, яблоко- яблоко растёт; яблоко- яблоко спелое. Затем ребёнок придумывает предложение с составленным словосочетанием. Например : «Оля ест спелое яблоко».