Буква и звук Ы
Ребята,
послушайте короткое стихотворение, какой звук будет встречаться чаще всего?
(выделять звук [ы] голосом).
Мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец-то отмыло.
(чаще всего встречается звук [ы])
-Сегодня мы познакомимся с буквой Ы.
Вспомним наше правило: звуки мы произносим и
слышим, буквы видим и пишем
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация
гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки
вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми).
Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки.
Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили
рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
Дыхательная гимнастика
- Вокруг
себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в
березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом
протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.
Расскажите,
как мы произносим звук [ы]? Какой это звук? (Гласный) Почему? (Звук [ы]
гласный, т.к. его можно тянуть и петь)
- Я буду
произносить слоги, а вы повторяйте за мной
Пы-ты-кы; ды-ты-пы; ып-ыт-ык и т.д.
-
Посмотрите на доску, это Звук [ы] на письме обозначается буквой ы (картинка,
обвести указкой). Попробуем нарисовать букву в воздухе: начинаем сверху,
движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы.
Повторим.
Кот Васенька как все коты, когда сидит,
напоминает букву Ы.
А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы.
«Ы
– какя ты толстушка!
Твой животик, как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!»
И. Лопухина
Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук
Ы.
Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
Найди скорее отпечатки.
В словах ошибки все исправь,
На место букву Ы поставь!
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку ее тащит мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из избы струится дОм.
В загоне около избы
Стоит рогатый сильный бОк.
Приоткрыв у миски крОшку,
СОр из брОнзы видит мОшка.
Любит мОшка брОнзы, сОр,
Хоть и много в сОре дОр!
И. Лопухина
Правило: Звук «Ы» не
бывает в начале слова
Мы услыхали от совы,
Что
нету слов на букву Ы.
Про букву Ы
Однажды буквы стали играть в игру:
каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала
та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак
играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.
Остальные буквы играли много раз, и
каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного
слова, которое начиналось бы на нее.
Проиграв в очередной раз, буква Ы очень
расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:
- Нет ни одного слова, которое бы
начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не
вернусь.
Буквы стали ее уговаривать остаться, но
Ы была непреклонна.
- Что может убедить тебя вернуться? -
тогда спросили буквы.
- Я вернусь только в том случае, если
три предмета скажут мне, что без меня не могут жить, - так ответила буква Ы. И
ушла.
И тут стали происходить странные вещи:
буквЫ, одна за другой, стали исчезать, пока не осталась одна единственная буква
А.
ШкафЫ, в которых хранились вещи, тоже
исчезли. Остался только один шкаф.
ЗвездЫ на небе погасли, осталась
последняя, одинокая звезда.
Буква А запаниковала - что же делать?
Нужно срочно возвращать букву Ы, но где взять три предмета, которые не могут
без нее жить?
Буква А выглянула во двор и ахнула: там
стояло множество существ.
Это были: мЫшь, сЫр, часЫ, лыжЫ, крЫса,
рЫба и мЫло. Они были уставшие, потрепанные и еле держались на ногах.
- Нам нужна буква Ы, мы не можем без нее
жить, - слабым голосом сказали они.
И тут случилось чудо - откуда ни
возьмись появилась буква Ы.
Она сказала:
- Оказывается, я очень нужна, и пусть
меня нет в начале слов, я встречаюсь в середине слова и в конце. Без меня буквы
превращаются в одну букву, звезды - в одну звезду, а мышь, сыр, часы, и многие
другие животные и предметы просто не могут жить. Я возвращась, и больше никогда
не уйду.
После этих слов все вернулось на место:
и звезды, и буквы, и шкафы, а мышь, сыр, часы, лыжи, крыса, рыба и мыло
поправились, пошли домой и больше не грустили.
Упражнение «Часы»
Спросить детей какие бывают часы: на руках…
(наручные), на стене… (настенные), на улице… (уличные), на столе… (настольные).
Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На
других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины),
перевозят грузы… (грузовые машины). Закрепить
правило: Звук «Ы» может стоять только в середине или конце слова и никогда в
начале слова.
Загадки
Под полом таится,
Кошки боится.
(мышь)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(рыбы)
Что любит мышка?
(сыр)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка
(тыква)
- Прочитайте слоги.
ыа
аыи ыр рыр ры тры
аы ыао ыг гыг ты
пры
оы ыои ыт тыт пы рпы
ыо оаы ып пып ты пты
ыа
аы
оы
ыо
аыи
ыао
ыоиыр
ыг
ыт
ып
ры
гы
ты
пырыр
гыг
тыт
пып
тры
пры
рып
|