картинка комнаты; магнитные картинки щенка и бабочки. 1. Организационный момент.
- Ребята, давайте возьмёмся за руки. Что вы чувствуете? (тепло, руку друга). Давай-те пожелаем друг другу успеха, поддержки, приятного настроения и хорошей рабо-ты.
2. Артикуляционная гимнастика.
- На логопедических занятиях вы учитесь красиво говорить, правильно строить предложения, грамотно писать и читать, для этого необходимо подготовить язык,
губы, щёки. Каждое упражнение выполняете в полную силу, с напряжением. Возь-мите каждый своё зеркало, поставьте перед собой, улыбнитесь себе. Я говорю - вы показываете.
-Открываем ротик-дом. (Дети открывают рот).
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин язычок (показывают язык),
Он удобно в доме лёг (убирают язык).
В этом доме две стены
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться (дети втягивают щёки внутрь),
А потом как шар раздуться (надувают щёки).
Двери – губы гибкие могут стать улыбкою (губы в улыбке),
Могут в трубочку собраться (губы вперёд),
После снова улыбаться (губы в улыбке).
Язычок там не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет
И картинку нам покажет.
(На доску вывешиваю сюжетную картинку (учитель читает книгу ученикам)).
3. Интонационная разминка.
- Отложите зеркала на край стола. Посмотрите на доску. Составьте предложение к
этой картинке. (Учитель читает книгу ученикам).
- Хором ответьте на мой вопрос, выделив голосом нужное слово.
× × - Кто читает книгу ученикам? ( Учитель читает книгу ученикам).
× × - Учитель читает книгу ученикам? (Учитель читает книгу ученикам).
× ×
- Учитель читает книгу ученикам? (Учитель читает книгу ученикам).
- Какой согласный мягкий звук встречается в нашем предложении чаще других?
(Звук [ч']).
(Вывешиваю карточку со звуком [ ч '] на доску).
- Послушайте скороговорку.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Какой звук я выделяла голосом? (Звук [щ']).
(Вывешиваю на доску карточку со звуком [щ ']).
4. Сообщение темы занятия.
I. Сравнительная характеристика звуков.
- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о звуках [ч '] и [щ '].
Возьмите свои зеркала, поставьте перед собой. Давайте понаблюдаем в каком по-
ложении находится язык при произнесении звука [ч ']. (Вывешиваю таблицу срав-
нительной артикуляции звуков).
[ Ч' ]
[ Щ ']
ЯЗЫК
↑
ЗУБЫ
ГУБЫ
(Язык находится вверху).
- В каком положении находятся зубы? (Зубы - заборчиком).
[ Ч' ]
[ Щ ']
ЯЗЫК
↑
▬
ЗУБЫ
ЗАБОРЧИКОМ
ПРИОТКРЫТЫ
ГУБЫ
☺
○
- В каком положении находятся губы при произнесении звука [ч']?
- Посмотрите на таблицу. Расскажите правильную артикуляцию звука [ч'].
(При произнесении звука [ч'] язык находится вверху, зубы сжаты, губы – в улыбке).
- Давайте понаблюдаем за произнесением звука [щ'].
(Проводится аналогичная работа, как со звуком [ч']).
Посмотрите на доску. Чем различаются звуки [ч '], [щ'] по произношению?
(Опираясь на таблицу, дети делают вывод о различиях звуков [ч'], [щ']).
- Что ещё вы знаете об этих звуках? Какие они? (Согласные, всегда мягкие, непар-
ные).
II. Употребление звуков [ч'], [щ'] в словах.
- Ребята, где встречаются звуки [ч'] [щ']?
( Звуки [ч'] [щ'] встречаются в словах).
-Придумайте слова с этими звуками.
- А я придумала вот какие слова: мяч, черепаха, курица, печенье. (Вывешиваю пред-
метные картинки). Давай назовём слова вместе. (По мере называния картинок дети
определяют на слух место звука в каждом слове). Все картинки я подобрала пра-вильно? (Нет, в слове «курица» нет звука [ч']).
- Измените слово так, чтобы в нём появился звук [ч'].
(Это слово «курочка»).
- Скажите, какой звук заменил звук [ч']? (Звук [ч'] заменил звук [ц]).
- Как все эти слова назвать одним словом? (Это слова-предметы).
- Придумайте слова со звуком [щ'].
- Я придумала: плащ, ящик, щётка, капуста.
Назовём их ещё раз вместе. (Анализируем место звука в каждом слове).
- Все слова со звуком [щ']? (В слове «капуста» нет звука [щ']).
- Что делать? (Можно заменить слово «капуста» словом «овощ»).
- Молодцы! Правильно!
III.Физкультминутка.
- Чтобы вы немножко отдохнули давайте выполним несколько упражнений.
Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а осталь-ные пальцы выпрямлены. Выполняем обеими руками одновременно. Сожмите ру-
ки в кулаки, затем выпрямите пальцы.
- Следующее упражнение называется «лесенка». Большой палец правой руки соеди-ните с мизинцем левой, круговым движением соедините большой палец левой ру-
ки с мизинцем правой. Сделаем несколько таких движений.
(Упражнения направлены на профилактику нарушений зрения и устранение утомля-
емости).
-Посмотрите на доску. Какие звуки мы сегодня учимся правильно говорить и разли-
чать. (Звуки [ч'] , [щ']).
IV. Работа над словосочетаниями.
- У вас на столах лежат карточки. Положите их перед собой. На карточках написаны
слова. Прочитайте их. К каждому слову ведут ниточки. Свяжите ниточками только те слова, в названиях которых есть звуки [ч'], [щ'].
- Илья, какие слова у тебя написаны? (Добрый, внимательный, чуткий). Какие слова
ты связал? (Чуткий мальчик). Почему? Как ты понимаешь слово «чуткий»?
- Задай такие же вопросы Алине. (Проверяем выполнение задания всех учеников).
- Что вы сейчас связали? Что получилось? (Словосочетание). Что такое словосоче-тание? (Два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу). Какими буквами на письме обозначаются звуки [ч'], [щ']?
-Отложите свои карточки. Откройте тетради, запишите по памяти каждый «своё»