Конспект занятия по развитию речи "Транспорт. Правила дорожного движения"
13 Янв 2013, 23:35
Конспект логопедического подгруппового занятия Тема. Транспорт. Правила дорожного движения.
Учитель-логопед МКДОУ №22 г.о. Самара Вербицкая А.А.
Цель: закрепление представлений о транспорте. Задачи: - закреплять представления о видах транспорта и его назначении; - научить называть профессии людей, которые управляют различными видами транспорта; - развивать операции мышления (анализ, синтез, сравнение) в задание «Составь рассказ по плану»;
- корригировать свойства восприятия (целостность, избирательность) при выполнении задания «Найди хозяина»;
- развивать произвольное внимание (свойств концентрацию, устойчивость) при выполнении подвижной игры «Светофор»; - воспитывать навыки правильного поведения на дороге; Оборудование: карта сокровищ; 4 сундука; буквы П, Д, Д; листок с написанными правилами дорожного движения; картинки с транспортом – машина, метро, самолет, вертолет, корабль, лодка, поезд, автобус, трамвай, грузовик; части целого – колесо, крыло самолета, парус, трубу с дымом, «рога» трамвая; светофор; картинки облака, лестницы, воды и дороги для задания «Разложи по группам»; картинки светофора и зебры. Ход занятия. I. Орг.момент. Приветствие детей. Логопед спрашивает, в какой стране он живет, в каком городе. II. Основной момент. 1. Актуализация знаний. Логопед спрашивает, на чем дети добираются до садика. Затем выкладывает картинки с транспортом (машина, самолет, поезд, корабль, вертолет, грузовик, трамвай, автобус) и просит назвать каждый. Затем назвать одним словом (транспорт).
2. Изучение темы занятия. Логопед говорит, что ему попала в руки карта сокровищ. Сокровища находятся не близко. Добраться до них смогут при помощи разного транспорта. (Вывешивается карта сокровищ). Педагог спрашивает, на чем они поедут (Перечисляются транспорт, нарисованный на карте).
- Задание «Кто, чем управляет?» Сначала едут на машине. Приехали к следующему транспорту, а там, в сундуке подсказка. Чтобы сундук открылся нудно выполнить задание. Логопед называет транспорт, а дети профессии людей, которые управляют данным транспортом Автобус – водитель Самолет – пилот, летчик Поезд – машинист Машина – водитель Корабль – капитан
После выполнения задания открывают сундук и достают букву Д
- Задание «Найди хозяина» Затем летят на самолете. Прилетают к следующему транспорту и находят там сундук с подсказкой. Чтобы открыть сундук нужно выполнить задание. Логопед вывешивает на доску картинки с предметами – колесо, крыло самолета, парус, трубу с дымом, «рога» трамвая и картинки транспорта – машина, трамвай, поезд, корабль, самолет. Нужно найти какая часть, к какому транспорту относится. После выполнения задания открывают сундук и достают еще одну букву П.
3. Физминутка (песня Железновой Е. "Автобус") Мы в автобусе сидим И из окошечка глядим Глядим назад, глядим вперед Ну что ж автобус не везет. Колеса закрутились Вперед Мы покатились.
- Задание. Построение монолога «Составь рассказ по плану». Теперь сели на корабль. Логопед уточняет: на корабле что делают ….? (плывут). Приплыли к следующему месту и увидели еще один сундук. Чтобы его открыть нужно, выполнить задание. Логопед задает одному ребенку вопросы, и он рассказывает про транспорт, который ему показывает педагог. 1) как называется это транспортное средство; 2) из каких частей оно состоит; 3) где движется этот транспорт; 4) для чего используется, что перевозит; 5) кто управляет этим видом транспорта. Рассказывают про автомобиль, самолет, корабль, автобус
После выполнения задания. Открывают последний сундук и достают букву Д.
- Уточнение значения понятия. Собирают найденные буквы и читают ПДД. Логопед спрашивает как это расшифровывается. Затем отвечает сам, если никто не догадался – Правила Дорожного Движения. - Что такое Правила Дорожного Движения?
- Свод Правил поведения на дороге. После расшифровки букв открывается главный сундук с сокровищами. В нем лежит листок, на котором написаны Правила Дорожного Движения. Логопед зачитывает эти правила. - Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора. - Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным дорожкам или подземным переходам. - Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо. - Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч. После каждого правила, кто-то из детей повторяет его еще раз. - Подвижная игра «Светофор». Первое правило обыгрывается детьми.
III. Заключительная часть. 1. Обобщающая беседа. - О чем мы говорили? - На каком транспорте ездили? - Зачем нужен светофор и зебра? - Как транспорт помогает человеку? - Зачем нам нужны Правила Дорожного Движения?