Конспект фронтального занятия в старшей группе
Учитель-логопед: Кожанова О.М.
Тема: «Одежда. Обувью Головные уборы».
Занятие 1
Задачи.
Закрепление представлений об одежде, обуви и головных уборах, их
назначении, деталях, материалах, из которых они сшиты. Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» (одежда, комбинезон,
куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта, свитер, шорты, майка,
трусы, сарафан, колготки, пижама, рукав, воротник, капюшон, карман, удобный,
новый, нарядный, теплый, шерстяной, шелковый, надевать, снимать, носить,
стирать, гладить, чистить; обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки,
босоножки, сандалии, шлепанцы; надевать, снимать, носить, беречь, чистить;
кожаный, замшевый, резиновый, удобный; головные уборы, шапка, кепка, панама,
бейсболка, косынка, козырёк, завязки,
липучка, тёплая, тонкая, повязать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование
прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков
словообразования).
Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия,
речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и
общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков
ориентировки на плоскости.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт; предметные картинки с изображениями одежды,
обуви и головных уборов; мяч, картинка со схемой рассказа-описания, контейнер с
простыми карандашами, контейнеры с цветными карандашами, листы бумаги с
заданием «Наложенные друг на друга картинки».
Ход занятия
1. 1.
Организационный момент.
Создание эмоционального фона.
Объявление темы занятия.
Логопед. Посмотрите на картинки.
Назовите, что на них нарисовано.
2. Беседа
об одежде, обуви и головных уборах.
Логопед. Что такое куртка, брюки,
платье, рубашка? (одежда)
Что такое кроссовки, туфли,
босоножки? (обувь)
Что такое панама, кепка, шапка?
(головные уборы)
Логопед. Для чего нам нужна одежда?
Обувь? Головные уборы?
Логопед. Какая бывает одежда?
(взрослая, детская, женская, мужская, летняя, зимняя, демисезонная)
Логопед. Назовите части одежды,
обуви, головных уборов.
Логопед. Где хранят одежду? Обувь?
Головные уборы?
3. Упражнение
«Из каких материалов шьют одежду, обувь, головные уборы?»
Логопед. Из каких материалов
изготавливают одежду, обувь, головные уборы? Посмотрите на картинки и
попробуйте ответить.
Из льна, из шёлка, из хлопка, из ситца, из байки,
из кожи, из драпа, из меха, из пуха, из шерсти, из резины.
4. Игра
«Назови ласково».
Цель. Образование существительных и
прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Логопед. Я буду говорить вам
словосочетание и показывать картинку, а вы мне будете называть эти слова из
словосочетания ласково.
Красное платье, синяя куртка,
жёлтые сапоги, коричневая шуба, зелёная шапка и т.д.
5. Физкультминутка.
Игра «Какой, какая, какое, какие?»
Цель. Образование относительных
прилагательных.
Логопед. Ребята, встаньте в круг.
Сейчас я вам буду бросать мяч и называть одежду, обувь или головной убор, и из
какого материала они изготовлены, а вы мне должны будете и изменить
слово-признак, чтобы оно отвечало на вопрос какой, кинуть мне мяч обратно.
6. Составление
плана рассказа-описания об одежде, обуви головных уборах.
Логопед. Ребята, сейчас мы составим
план описательного рассказа одежды, обуви, головных уборов.
1.Что это?
2.Это одежда, обувь или головной убор?
3.Из каких частей состоит предмет?
4.Из какого материала сделан?
5.В какое время года его носят?
6.Кто его надевает?
7. Составления
рассказа-описания по схеме.
Логопед. Посмотрите внимательно на
схему и послушайте мой рассказ-описание.
Это туфли. Туфли – это обувь. У туфель есть подошва, каблук, язычок,
шнурки, задник, стелька. Туфли сшиты из кожи, значит они кожаные. Это
демисезонные туфли. Они мужские.
8.
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
[Развитие тонкой моторики, координация речи с
движением.]
Логопед
убирает тетради и контейнер с карандашами и приглашает детей пройти на ковер.
Дети делают уже знакомую им пальчиковую гимнастику.
Как у
нашей кошки
|
Загибают
по одному пальчику, начи-
|
На ногах
сапожки.
|
ная с
бол ьших, на обеих руках на каж-
|
Как у
нашей свинки
|
дое
название обуви.
|
На ногах ботинки.
|
|
Как у
пса на лапках
|
|
Голубые
тапки.
|
|
А
козленок маленький
|
|
Надевает
валенки.
|
|
А
сыночек Вовка —
|
|
Новые
кроссовки.
|
|
Вот так.
Вот так.
|
Ритмично
выполняют хлопки ладоня-
|
Новые
кроссовки.
|
ми и
удары кулачками.
|
Н.
Нищева
|
|
|
|
|
9. Задание
«Наложенные друг на друга картинки».
Логопед. Ребята, обведите по
контуру шапку и раскрасьте её. Обведите по контуру варежку и раскрасьте её.
Что такое шапка? Что такое варежка?
10. Итог
занятия.
Логопед. О чём мы с вами говорили
на занятии?
Логопед выделяет лучших и худших.
|