Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Составление описательного рассказа
| 28 Янв 2014, 22:22 |
Тема занятия: «Рассказ – описание по теме «Овощи». Цель: учить детей описывать предмет с опорой на графическую модель по лексической теме «Овощи». Образовательный результат: 1. Описывает овощи, характеризуя максимальное количество признаков. 2. Образует относительные прилагательные от существительных. 3. Пользуется простым распространённым предложением. 4. Правильно используют предлоги –в-, -на- в предложении. 5. Умеет внимательно слушать логопеда и товарищей. Образовательные задачи: 1. Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки. 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. 3. Учить детей отвечать на вопросы предложением. 4. Отработка умений правильно использовать предлоги – в-, -на- в предложении. 5. Воспитывать культуру коммуникации, умение внимательно выслушивать логопеда и товарищей (коммуникация, социализация). Оборудование: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей: морковь, огурец, помидор, картофель, капуста, свёкла, графическая модель по теме «Овощи», фишки – овощи, панно с ведром и корзиной, вырезанные из картона овощи: морковь, огурец, помидор, картофель, капуста, свёкла, игрушечный холодильник. Лингвистический материал: суп из картофеля – картофельный суп, салат из капусты – капустный салат, пюре из моркови – морковное пюре, сок из помидор – томатный сок; Это — овощ. Это - морковь. Морковь растёт в земле. Морковь треугольная, оранжевая, хрустящая. Морковь твёрдая. Морковь – тушат. Это — овощ. Это – картофель. Картофель растёт в земле. Картофель овальный, коричневый, хрустящий. Картофель твёрдый. Картофель – жарят, варят, тушат. Это — овощ. Это – помидор. Помидор растёт на кусте. Помидор круглый, красный, сладкий. Помидор мягкий. Помидор – солят, тушат, делают салат, варят томатный сок. Это – овощ. Это - лук. Лук растёт в земле. Лук круглый, жёлтый, горький. Лук твёрдый. Лук – жарят, варят, маринуют.
Ход занятия: I. Организационный момент: (Дети стоят в полукруге около стола, на котором лежат предметные картинки овощей). - Ребята, приготовимся к занятию. Сейчас сядет тот, кто назовет овощ, изображенный на картинке, которая лежит на столе. За каждый правильный ответ вы получите фишку-овощ (демонстрирует детям). Кто сегодня на занятии соберет самый богатый урожай, тот и победил (Каждый ребёнок рассматривает предметную картинку, называет овощ и садится).
II. Основная часть: 1. Дидактическая игра «Где растут овощи?» Логопед выставляет панно, на котором изображены ведро и корзина. На столе у логопеда лежат вырезанные из картона овощи: морковь, огурец, помидор, картофель, капуста, свёкла. - Ребята, скажите, пожалуйста, где растут овощи? - Назовите овощи, которые растут в земле? - А какие овощи растут на кусте? (Логопед раздаёт фишки)
2. – Давайте с вами поиграем. Нужно положить овощи, которые растут в земле, в ведро (логопед указывает на ведро, изображённое на панно). Те овощи, которые растут на кусте, положите в корзину. Вспомните, как их собирают? (Логопед в определенной последовательности вызывает детей к панно). Например: Я кладу морковь в ведро. Морковь растёт в земле. Её выкапывают. (Логопед раздаёт фишки). 3. Проговаривание стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Пальчиковая гимнастика. Поиграем с пальчиками.
Хозяйка однажды с базара пришла, «шагаем» указательным и средним пальцем по столу Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. загибаем по-очереди пальцы на руках Ох!.. хлопок в ладоши Вот овощи спор завели на столе сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? загибаем по-очереди пальцы Ох!.. хлопок в ладоши
Хозяйка тем временем ножик взяла. раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки И ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. загибаем по-очереди пальцы Ох!.. хлопок в ладоши Накрытые крышкой, в душном горшке накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки Кипели, кипели в крутом кипятке: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. загибаем по-очереди пальцы на руках Ох!... хлопок в ладоши И суп овощной оказался неплох! гладим себя ладошкой по животу - Куда ходила хозяйка? Какие овощи она принесла? Для чего она купила овощи? 4. Дидактическая игра «Повара». - Для чего выращивают овощи? В каком виде едят овощи? Что можно приготовить из овощей? - Сейчас вы станете поварами и будете готовить обед из овощей. Как сказать одним словом? • суп из картофеля – картофельный суп, • салат из капусты – капустный салат, • пюре из моркови – морковное пюре, • сок из помидор – томатный сок. - Те овощи, которые мы не использовали, положу я в холодильник. ( Кладу в игрушечный холодильник). (Логопед раздаёт фишки).
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». (сначала подходит к мешочку один ребёнок и вынимает муляж овоща, об этом овоще составляется рассказ, затем подходит другой ребёнок, достаёт муляж овоща и составляется рассказ по цепочке и т.д.) Логопед вывешивает на доску схемы составления рассказа. - Эти картинки помогут вам составить рассказы. - Эта картинка поможет определить овощ это или фрукт. - Эта картинка поможет рассказать о том, где растёт овощ. - Эта картинка поможет рассказать о форме овоща. - Эта картинка поможет рассказать о цвете овоща. - Эта картинка поможет рассказать о том, какой овощ на ощупь. - Эта картинка поможет рассказать о вкусе овоща. - Эта картинка поможет рассказать о том, как его готовят. - Составлять рассказ будем по цепочке, начиная с Даши. (Это — овощ. Это - морковь. Морковь растёт в земле. Морковь треугольная, оранжевая, хрустящая. Морковь твёрдая. Морковь – тушат. Это — овощ. Это – картофель. Картофель растёт в земле. Картофель овальный, коричневый, хрустящий. Картофель твёрдый. Картофель – жарят, варят, тушат. Это — овощ. Это – помидор. Помидор растёт на кусте. Помидор круглый, красный, сладкий. Помидор мягкий. Помидор – солят, тушат, делают салат, варят томатный сок. Это – овощ. Это - лук. Лук растёт в земле. Лук круглый, жёлтый, горький. Лук твёрдый. Лук – жарят, варят, маринуют). (Логопед добивается от каждого ребёнка последовательного составления рассказа, раздаёт фишки).
III. Итог: - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? - Где растут овощи? - Ребята, давайте посмотрим, кто из вас сегодня собрал самый богатый урожай? (Фишки подсчитываются, логопед словесно поощряет детей).
|
Категория: Для дошкольников с ОНР | Добавил: ОЛЬКА
|
Просмотров: 4648 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|