Самомассаж. Работая на логопункте, убедилась в том, что самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. Поэтому увидела необходимость в систематическом использовании самомассажа. Самомассаж используется для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Все дело в головном мозге человека, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике. Cамомассаж можно проводить не только индивидуально, но и на занятиях с подгруппой детей одновременно, а также использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения. Массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштана, грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, но также помогает решать и коррекционные задачи: активизирует мозг, иннервацию речедвигательных анализаторов; способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе. Упражнение № 1. В правой руке свой мяч покрути, По голове его прокати, И на груди его покати, К левой ноге не спеша опусти, Затем до спины его подними, И до затылка его прокати. Руку смени и ему улыбнись. Правого плечика мячик коснется И до спины он вновь доберется, К правой ноге теперь опусти, Но, а потом к животу подними. Упражнение № 2. В правой руке свой мячик сжимаю, Ну, а потом ладошку меняю. «Здравствуй, мой послушный мячик»- Скажет громко каждый пальчик. Поиграем мы в футбол И забьем победный гол. Сверху правая ладошка, Снизу левая ладошка – Между ними мяч катаю, сильно я его сжимаю. Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю. Отправляемся гулять – будем пальчики считать. По груди его катаю – из руки не выпускаю. Вправо – влево, взад – вперед, мячик за рукой идет. Мячик с пальцем поиграет и к соседу убегает. Мячик крепко обниму, никуда не отпущу. Покатился мячик мой между пальцами домой. С каждым пальцем попрощался и ни с кем не задержался. Когда ручки отдохнут – снова мячик позовут, В гости он придет опять, будут пальцы с ним играть. Упражнение № 3. Здравствуй, шарик мой воздушный Непоседа, непослушный. Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик твердый, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю – из -под рук он вылетает вверх, Ноя его поймал, нитку к пальцу привязал. Влево шарик, вправо шарик – мой светящийся фонарик. Дай тебя я обниму и к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, будь со мной, не улетай. Упражнение № 4. Будем ноги разминать – мяч вперед, назад катать. Круг нарисуем левой ногой, правой такой же, никак не другой. На мячик поставим обе ноги – круги мы рисуем, а ну догони. Правой ногой нарисуем черту, левой такую же, только свою. Мячик – помощник домой отнесу, скоро вновь в гости его позову. Упражнение № 5. Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех Упражнение №6. (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок). 1, 2, 3, 4, 5! Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать! (Берём в правую руку и мнём только правой рукой). В ручку правую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой). В ручку левую возьмём И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола или парты) На бумажку посмотри, На что похоже говори! (Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка (на колобка, ёжика, кубик-рубик, мячик, пирамидку, ёлку ит.д. зависит от фантазии детей и получившейся формы бумаги).
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхнём, Заниматься мы начнём!
|