«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ФФНР)»
04 Сен 2012, 22:50
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ФФНР)»
Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ детского сада Комбинированного вида № 4 Краснодарского края города Горячий Ключ Попова Екатерина Николаевна
Понятие о фонематическом слухе и его формировании. В современной педагогической, психологической и методиче¬ской литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фо-нематический слух, фоне¬матическое восприятие. Термин речевой слух обозначает способность различать в рече¬вом по-токе отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невоз¬можно. Речевой слух начинает формироваться у детей при вос¬приятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языко-вого чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквснного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориенти-ровки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирова-ния речевого слуха раз¬личны: практика восприятия на слух и говорения; фо-нетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в мето¬дической литературе по русскому языку и методике развития ре¬чи. В психо-логических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематиче-ским слухом. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человече¬ского голоса, пере-стает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают гово-рить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбель-ной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторо-ну говорящего и сле¬дит за ним глазами. В период появления лепета ребенок повторяет видимую арти¬куляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное по¬вторение кинестетиче-ского ощущения от определенного движения ведет к закреплению двига-тельного навыка артикулирования. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интона¬цию речи. Уже к 2 го-дам дети различают вес тонкости родной ре¬чи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за сво¬им произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. КЗ-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, по-том мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприя¬тие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизно-шения. Формирование правильного произношения зависит от способ¬ности ре-бенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. с. от опреде¬ленного уровня раз-вития фонематического слуха, обеспечиваю¬щего восприятие фонем данного языка. Фонематическое воспри¬ятие звуков речи происходит в ходе взаимо-действия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражении. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычле¬нение отдельных фонем. При этом большую роль играют первич¬ные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. При помощи аналитико-синтетической деятельности происхо¬дит срав-нение ребенком своей несовершенной речи с речью стар¬ших и формирование звукопроизношения. Недостаточность ана¬лиза или синтеза сказывается на развитии произношения в це¬лом. Однако, если наличия первичного фонема-тического слуха до¬статочно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Л. Н. Гвоздев, В. И. Бельтгоков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. произво-дить анализ звуковой струк¬туры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специ¬ального обучения, при котором детей обучают средствам звуко¬вого анализа. Развитие фонематического слу-ха и фонематическо¬го восприятия имеет большое значение для овладения на-выками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анали-за, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процес-сов формирования произношения у детей с различными речевыми расстрой-ствами из-за дефектов восприятия и произно¬шения фонем. Дети с ФФНР - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акусти-ко-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспри-нимать и различать звуки речи (фонемы). По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического воспри¬ятия по-ложительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и сло-говой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонема-тических представлений. При специальной коррекционной работе по разви-тию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, пред-логи, слова сложной слого¬вой структуры. Без достаточной сформированное фонематического воспри¬ятия невоз-можно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой ана-лиз - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: соче¬таний звуков,слогов и слов. Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонема¬тическое восприятие и звуковой анализ». У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Р. М. Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овла¬дение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематическо¬го восприятия мо-жет быть различна. Можно выделить следующие его уровни: 1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первич-но. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уро¬вень действий звуко-вого анализа сформированы недостаточно. 2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторич-но. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследст¬вие анатомических и двигательных дефектов органов речи. На¬рушено нормальное слухопроиз-носительное взаимодействие – важнейший механизм развития произноше-ния. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколь-ко состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, отно¬сящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательное ть зву¬ков в слове. Особенности речи детей с ФФНР Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется сле¬дующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артику¬ляции, например: вме-сто [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], [j], вместо звонких - глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяют¬ся звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаст условия для смешения со¬ответствующих фонем. При смешении звуков, близких ар-тикуля-циоцно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования нс заканчивается. Трудности раз¬личения близ-ких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Коли¬чество неправильно произносимых или неправильно употребляе¬мых в речи звуков может достигать большого числа - до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипя¬щие ([с]-[с'], [э]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставле-ны пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [j]; гласный [ы]. 2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчет-ливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформиро-вапцость фонематического слуха или его нарушения. Такие нару¬шения, где одна фо-нема заменяется другой, что ведет к искаже¬нию смысла слова, называют фо-нематическими. 3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инст-рукции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутст-вуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении про¬износит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетиче¬ской группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие на¬рушения называются фонетико-фонематическими. 4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ре¬бенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух нс различать большее число звуков из разных групп. Относительное благо-получие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фо-нематических про¬цессов. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недос-таточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова. Знание форм нарушения звукопроизношения помогает опреде¬лить ме-тодику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппара¬та, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед». Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического воспри¬ятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внима¬тельно слушая, поднимать руку в мо-мент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности воз-никают при повто¬рении за логопедом слогов с парными звуками, при само-стоя¬тельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выде-лении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Не-сформированность фонематического воспри¬ятия выражается в: нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового ана¬лиза и син-теза; затруднениях при анализе звукового состава речи. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонема¬тического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая сма-занность речи; нечет-кая дикция, некоторая задержка в формиро¬вании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении пред-логов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Детей с ФФНР зачисляют с 5 лет в старшую логопедическую группу сроком на 1 год обучения и в подготовительную группу на 1 год обучения, если ребенку 6 лет. Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР, если у него нару¬шено про-изношение (не менее 5-6 звуков из 2 фонетических групп). Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С резуль-татами логопедического обследования знакомится воспи¬татель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспи-татель должен уметь анализиро¬вать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некото¬рыми приемами речевого обследования. 1. Состояние звукопроизношения проверяется логопедом. 2. Состояние фонематического слуха определяется логопедом. 3. Результаты логопедического обследования воспитатель от¬мечает в тетради. Вот некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фо-нематического слуха. Ребенка просят: услышать разницу между правильным и неправильным произ¬ношением звука в собственной и чужой речи (неразличенис может происхо-дить из-за ослабленного слухового контроля); воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произне-сения звуков: [на-ба-па] и т. и. (затруднение при воспро¬изведении вызывает-ся неправильным восприятием слогов с оппо¬зиционными звуками); выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.н. (ребенок, услышав за¬данный звук, поднимает руку (символ) или подаст знак, K\IK это заранее условленно); выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе); определить наличие звука [с] в словах: синки, зонт, нос, щука и т. и. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук); повторить в заданной последовательности 2 слога типа [ca-iiia], если ребенку пет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить по¬следовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экра¬ном закрыва-ет рот); разложить на столе в произвольном порядке несколько карч-и¬нок, на-звания которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируе-мых звуков; попросить ребенка показать назван¬ные взрослым картинки: на-пример, кит и кит, кит и ком; усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са iiia-за]. Этот прием выявляет нс только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества). Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического вос¬приятия, не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недос-таточным различением одной груп¬пы звуков или одной пары звуков при хо-рошем различении дру¬гих звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать при¬чиной затруднении при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тща¬тельном об-следовании состоянии фонематического слуха. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия В работе по формированию фонематического восприятия можно выде-лить следующие этапы: I этап - узнавание неречевых звуков; II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одина-ковых звуков, слов, фраз; III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап - дифференциация слогов; V этап - дифференциация фонем; VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа по формированию фонематического восприятия начи¬нается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неуме¬ние вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизно-шения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в са¬мом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают спо¬собность узнавать и различать нерече-вые звуки. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосо¬четания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому со¬ставу. Позже - учатся различать слоги и затем уже фонемы родно¬го языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у де¬тей на-выков элементарного звукового анализа: умения опреде¬лять количество сло-гов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структу-ры; выделять ударный слог; прово¬дить анализ гласных и согласных звуков. Рекомендации по совместной организации коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя в старшей и подготови-тельной группах ФФНР Задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФНР Основными задачами коррекционного обучения в старшей и подгото-вительной группах для детей с ФФНР в детском саду яв¬ляются: Формирование и развитие слухового внимания, слуховой па¬мяти и фо-нематического восприятия. Формирование звукопроизношения. Формирование навыков диффе-ренциации звуков. Формирование слоговой структуры слова и звуконапол-няемости слога. Формирование звукослогового анализа и синтеза слова. Развитие лек-сики, грамматического строя и связной речи в со¬ответствии с программой обучения и воспитания в детском саду. Подготовка к обучению грамоте (в старшей группе ФФНР). Обучение по слоговому чтению в подготовительной группе ФФНР. Подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами (в подготовительной группе ФФНР). Пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений (в подготовительной группе ФФНР). Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы ФФНР При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по пре¬одолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитате-лем логопедической группы, важны и тесно связаны с за¬дачами логопеда. Это: 1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонемати¬ческого восприятия; 2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артику-ляционных упражнений, развивающих под¬вижность артикуляционного аппа-рата; 3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопе-дом звуков; 4) закрепление, уточнение и активизация отработанного лого¬педом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах; 5) закрепление сформированных логопедом грамматических категории; 6) формирование диалогической и монологической форм связ¬ной речи; 7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза; 8) закрепление навыка чтения; 9) подготовка детей к письму, формирование графических на¬выков; 10) развитие памяти, внимания, мышления. Решение поставленных задач осуществляется не только на спе¬циально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня, когда ребенок находится в дошкольном учреж¬дении.