Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной логопедической группы на тему «Путешествие по небылицам или истории про кактус
12 Мар 2015, 14:33
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной логопедической группы на тему «Путешествие по небылицам или истории про кактус, старушку, собачку и Ваню» Цель: развитие связной речи детей. Задачи: • Показать детям, как с помощью приема «случайное действие» можно сочинить небылицу. Закрепить умение выделять функцию предмета. • Учить подбирать рифмующиеся пары. • Закрепить понятие «небылица», отметить её особенности, отличие от стихотворения. • Показать как, используя метод «смешения», «путаницы» можно получить нелепицу. • Продолжать закладывать ресурс «чтение» Ход занятия: Пальчиковая гимнастика с изменением тембра голоса.
5 да 5 – родные братцы. Так все вместе и родятся Встали пальчики с утра Поздороваться пора.
-Здравствуйте! -Здравствуйте! -Здравствуйте! -Здравствуйте! -Здравствуйте! Показ правой и левой кисти рук и скрещивание их вместе в замочек Развести прямые пальца кистей в стороны не отрывая основания ладошки друг от друга. Поочередное касание пальчиков друг с другом при этом изменяя тембр голоса от высокого к низкому.
Сжатие и разжатие кистей рук в кулачки. Поочередное касание пальчиков друг с другом при этом изменяя тембр голоса от низкого к высокому.
Фонопедическое упражнение (с ускорением темпа) А тари, тари, тари. Купим Маше янтари. Останутся деньги Купим Маше серьги Останутся пятаки Купим Маше башмаки. Останутся полушки Купим Маше подушки.
Воспитатель: -Ребята, вы любите играть? Ответы детей. -Хорошо. Давайте поиграем. Я буду показывать карточки с изображением предметов, а вы назовете, что могут делать эти предметы. -Что у меня изображено на первой картинке? Дети: - Пальто. Воспитатель: - Для чего человеку пальто? Дети : -Чтобы не замерзнуть. Воспитатель: -Как ещё можно сказать? Дети: -Чтобы греть. Воспитатель: -Так и запишем «греть». Воспитатель: - Для чего человеку чашка? Дети: -Чтобы пить. Воспитатель: -Для чего нужен стул? Дети: -Сидеть. Воспитатель: -Итак, пальто нужно, чтобы греть. Чашка, чтобы пить. Но вдруг налетел ветерок и перепутал карточки (Незаметно сдвигаем карточки. Получаем – чашка нужна, чтобы греть. Стул, чтобы пить и т.д.) Читаем, что у нас получилось? Воспитатель: -Чашка нужна, чтобы греть. Стул нужен, чтобы пить. Пальто нужно, чтобы сидеть. Почему вы развеселились? Ответы детей. Воспитатель: -Я поняла, ветерок пошутил, и карточка сдвинулась (снова сдвигаем карточки) Воспитатель: -Давайте прочитаем по схеме. Дети: -Стул нужен, чтобы греть. Чашка нужна, чтобы сидеть. Пальто нужно, чтобы пить. Воспитатель: -Вновь получилось что-то смешное. А как бы вы это назвали? Дети: -Смешинки-веселинки. Воспитатель: -А можно назвать «небылица»? Почему? А как мы их получили? Дети аргументируют свои ответы. Воспитатель: -Значит небылицы – это то, чего не бывает в жизни. А получились они у нас потому, что мы перепутали назначение предметов. Воспитатель: -А теперь встанем в кружок и поиграем в игру «Найди рифму». Как вы думаете трудно быть поэтом, писать стихи? Ответы детей. Воспитатель: -Теперь мы попробуем подобрать слова-рифмы, как у поэтов. Тот, кому я брошу, должен сказать слово, рифмующее с тем, которое я произнесу. Воспитатель – дети: Дом-сом-гном-лом-гром. Тень-плетень-день-пень-лень. Сосна-весна. Сова-трава-глава-права. Смех-грех-мех-орех. До свидания-раставанье-гаданье. Тени-колени-плетени-олени. Кругом-другом-плугом. По переулку – на прогулку. Вниз-берегись. Бело-намело-светло-тепло-ушло. Мерцает-замирает-слетает=стреляет Снег-бег. Воспитатель: -Вот видите, сколько можно найти слов, которые рифмуются. Динамическое упражнение «Гости»
Как у кисы в гостях Два цыпленка в лаптях Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках, Селезень в кафтане, Утка в сарафане, А корова в юбке. В теплом полушубке. Вместе всех собрали. В хоровод все встали. Бег на носках
Ходьба с высоким подниманием колен Ходьба на пятках Дробный шаг Ходьба в вперевалочку. Шаг с притопом
Воспитатель: -А сейчас я думаю, мы сможем с вами сочинить свои небылицы. Помните, мы учили стихи о Ване? Кто из вас, их расскажет? Воспитатель выкладывает символы. Дети: Ехал Ваня на коне. Вел собачку на ремне. А старушка в это время Мыла кактус на окне.
Воспитатель: -Но налетел ветер-озорник и перепутал все карточки. (Воспитатель меняет карточки местами) Что у нас получилось?
Ехал кактус на окне. Вел собачку на ремне. А старушка в это время Мыла Ваню на коне.
Аналогично другие варианты:
Ехал Ваня на коне. Вел старушку на ремне. Ну а кактус в это время Мыл собачку на окне.
Ехал Ваня на ремне. Вел он кактус на окне. А собачка в это время Мыла бабку на окне.
Ехал кактус на коне. Вел старушку на ремне. Ну а Ваня в это время. Мыл собаку на окне.
Ехал кактус на окне. Вел старушку на ремне. А собачка в это время. Мыла Ваню на окне.
Ехал Ваня на окне. Вел старушку на ремне. Ну а кактус в это время. Мыл собачку на окне. Воспитатель: - Молодцы! У вас прекрасно получилось. Вас сегодня можно назвать маленькими сочинителями.