Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который
изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического
речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из
логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны
речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Самомассаж— это
массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим
речевой патологией.
Самомассаж
является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который
выполняется логопедом.
Целью
логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция
кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого
аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных
мышц.
Утюг.
Цель: Расслабление мышц, подготовка их к следующим
массажным приёмам.
Ход: Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
Гладит,
гладит он прилежно
Для
семьи своей одежду.
Этот
самый утюжок
Очень
близкий мой дружок.
Массаж
щек.
«Гусь».
Цель: повышение тонуса щечных мышц.
Ход: захватить в складку кожу щек между большим и
указательным пальцами, легко сдавить и отпустить, движение пощипывания.
Гусь купил
себе гармошку,
но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
по-гусиному шипела.
«Пурга».
Цель: максимально активизировать работу щечных мышц.
Ход: захватив
кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и
указательным пальцами,
производить разминание в круговом направлении.
И дни, и ночи напролет
Пурга за окнами ревет.
И так привычна нам она,
Что стала даже не слышна.
Массаж
воротниковой зоны
«Комары»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Мой приятель Валерий
Петров
Никогда не кусал комаров,
Дети встают друг за
другом.
Растирают спины
ладонями.
Комары же об этом не
знали,
И Петрова часто кусали.
Легко постукивают
пальцами.
«Кусь-кусь-кусь,
кусь-кусь-кусь!
Я Петрова не боюсь!
Легко пощипывают.
Буду я его кусать,
Буду я его щипать».
Поколачивают кулачками.
Эй, Валерий, убегай,
Комаров не догоняй!
Поглаживают ладонями.
Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.
Массаж спины
«Кап на туче
ночевал»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Дети встают друг за другом.
Кап на туче ночевал
И по небу кочевал.
Постукивают пальчиками.
Вдруг ударил трах-тарах —
Кап со страху шах-шарах
Легко поколачивают кулачками.
По оврагам, по мостам,
По корягам, по кустам...
Растирают спины ребрами ладоней.
Осмотрелся на заре,
Видит — вишня во дворе.
Прыг на ветку озорник:
Тронешь — кап за воротник!
Поглаживают ладонями снизу
спины к плечам.
Легко «пробегают» по спине
пальчиками.
Массаж спины
«Свинки»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Все постукивают,
Все похрюкивают:
Туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Дети встают друг за другом
«паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка, на
повторение потешки поворачиваются на 180° и поколачивают кулачками, затем
постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.
Массаж спины
«Суп»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки
коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении
разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Дети встают друг за
другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.