Категории раздела
Для школьников с нарушениями произношения [16]
Для школьников с ФФНР [8]
Для школьников с ОНР [14]
Дисграфия [21]
Дислексия [0]
Презентации [83]
Выступления [25]
Артикуляционная гимнастика [9]
Для дошкольников с нарушением произношения [21]
Для дошкольников с ОНР [74]
Для дошкольников с ФФНР [8]
Заикание [2]
Документация [5]

Меню сайта

Закажи сертификат
ЛОГОПЕДиЯ

конкурс сайтов
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛОГОПЕДиЯ
С благодарностью к преподавателям Иркутского государственного педагогического университета
 
Среда, 18 Окт 2017, 11:40
Регистрация Нравится
Главная » Файлы » Добавь свой материал » Дисграфия

«Предупреждение и коррекция акустической дисграфии, на примере дифференциации звонкости-глухости парных согласных «Т-Д».
05 Янв 2013, 04:53
У всех в жизни наступает такой момент, когда нужно, свое родное и дорогое «чадо», сопроводить в новые для него стены: детский сад, а потом и школу. Эти загадочные места должны стать новым домом для маленьких исследователей, а воспитатели и учителя, в идеале, мамами – наставниками. Все знают, как сложно привыкнуть к новым условиям и требованиям, переходя из дома – в детский сад , а потом в начальную школу.

Нашим ребятам, принимающим участие в проекте, повезло больше других. Сейчас они обучаются во 2 классе ГБОУ прогимназии № 1642 с музыкально – эстетическим уклоном,
- Пелымская Ирина(27.08.2004);
- Дидык Полина(31.01.2004);
- Васильева Алиса(04.2004)
а до этого их воспитывали в этих же гостеприимных стенах добрые и чуткие воспитатели.
У наших ребят не было стресса связанного:
- с переходом из одного учреждения в другое;
- с появлением большого количества новых лиц;
( появился только учитель, с которым они заранее познакомились);
- и главное их друзья остались рядом (в детском саду и старшие в школе).

Такая приемственность в образовании хороша по многим параметрам, но мне хочется остановиться на возможности предупреждения нарушения письма и чтения еще в дошкольный период. Откуда возникает дисграфия, а в следствии и дислексия? Прочитав много умных книг, мы выясним, огромное количество вариантов возникновения этих нарушений. Возникает вопрос, исходя из возможности наблюдения и воздействия в дошкольный и младший школьный возраст: «А если коррегировать не только уже имеющиеся нарушения, а разработать программу по предупреждению возможного возникновения?»
Ребята хорошо помнят, как легко воспринимали, находясь в старшей и подготовительной группе детского сада, новые элементы букв, слияния звуков. И как вдруг стало многим сложно сделать звук - буквенный анализ, различить звонкие и глухие звуки, буквы начали путаться и сливаться воедино, выскакивать из слов, меняться местами, да еще и почерк!

Выбранная тема исследования, сначала звучала для ребят загадочно: «Предупреждение и коррекция дисграфии, на примере дифференциации звонкости-глухости парных согласных «Т-Д». Но, изменив звучание темы для детского восприятия и предложив, ребятам, задание по разработке наглядного и дидактического материала, мы убили «двух зайцев»:
- заинтересованные дети, молниеносно, находили материал для пособий (в книгах, журналах, компьютере) , рисовали часами, днями напролет, окрыленные возможностью помочь младшим, детсадовским друзьям;
- а параллельно сами отрабатывали необходимые материалы, делились ими с одноклассниками, передавали ребятам старших классов.

План работы вне зависимости от звука, буквы:

1. Знакомство со звуком, буквой:
- уточнение артикуляционной позы звука (логопедические профили);
- графических элементов буквы (лепка букв с одновременным пропеванием стихов);
- выделение звука на слух (из слов по предметным картинкам);
- выделение буквы в тексте (загадках, стихах, скороговорках);
2. Дифференциация по звонкости-глухости парных согласных.

СТИХИ и ЗАГАДКИ, созданные личной фантазией будут отмечены *** знаком!

Знакомство с буквой «Т», уточнение ее графемы, отработка элементов:

Лепка из пластилина, глины (Сергей и Екатерина Железнова «Пластилиновая азбука» лепим, поем, читаем);
1. 2.
"Т" - как тумба, табурет Тараканчики, тараканчики,
Приглашает на обед. Что вам надобно в ресторанчике?
За столом квадратным Мы таких незваных гостей
Нам сидеть приятно. Тумаками гоним взашей.
В гости к «Т» ты приходи - Так-так-так, тарахтел, таракан,
И друзей с тортом веди. Отправляясь в другой ресторан.

Скороговорки

Тридцать три вагона в ряд тараторят тарохтят.
***Три тетерева прилетели на трех деревьях посидели.
5.
Загадки:
В огороде вырастили летом
Мы с сестрой для золушки карету,
Только жалко осень наступила
Мама кашу из нее сварила.(Тыква)
***
Что за птица? Черная, большая. Улеглась ты мне под ноги
Над землей повисла, солнце закрывая. Растянулась по дороге.
Крупными слезами, эта птица плачет, Светит солнце ты со мной
От нее подальше мама дочку прячет. Обойдешь весь шар земной.
Как она примчится, все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть убегу скорее. (Туча)

Стихи:
1. Знакомство с буквой «Д», уточнение ее графемы, отработка элементов:

Лепка из пластилина, глины (Сергей и Екатерина Железнова «Пластилиновая азбука» лепим, поем, читаем);

СТИХИ и ЗАГАДКИ, созданные личной фантазией будут отмечены *** знаком!

Стихи:
Дятел бил, бил, бил *** Дождик, дождик - поливай
В небо дырку продолбил Созревает урожай!
Вы ребята не зевайте,
Что созрело, собирайте!
Загадки:
Я по дереву стучу, Ведь до поздней осени
Червяка добыть хочу. Он стоит зеленый.
Хоть и скрылся под корой, Значит, он выносливый,
Все равно он будет мой. Значит,закаленный.(Дуб)(Дятел)
***Ну не дерево, а диво. Чей пух по городу летает?
Разноцветный и красивый. Среди июля - снегопад!
Лист ладошкою раскрылся Прохожие его ругают,
Ветер дунул, лист свалился .( Клен) А это ветер виноват?

(Тополь)
Скороговорки:
Два дровосека, два дроворуба,
дрова на дворе топорами рубят
Раз дрова, два дрова

Автоматизация «Д»:

- прочитай, выделяя звук «Д» (голосом, жестом / - \);
- спиши, подчеркивая букву «Д» _ ;
- выучи стих, скороговорку на выбор.

Стихи:
Дождик, дождик не дожди *** Дождь, дождь - поливай
Дождик, дождик подожди. Созревает урожай!
Дай дойти до дома Вы ребята не зевайте
Дедушке седому. Что созрело, собирайте!

***Дождик лей, лей, лей Дождик, дождик, посильней-
Ребятишек не жалей! Будет травка зеленей,
Наши детки нарезвятся Вырастут цветочки
Будут весело смеяться! На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще -
Расти, трава, гуще.
Пословицы:
Без добрых дел нет доброго имени.
Других не суди, на себя погляди.
Хороший друг – это настоящий клад. Старый друг лучше новых двух.

Дифференциация парных согласных «Т-Д»

Загадки:
Что за птица? Поглядите, поглядите,
Черная, большая. Потянулись с неба нити!
Над землей повисла, Что за тоненькая нить
Солнце закрывая Землю с небом хочет сшить?
Крупными слезами (Дождь)
Эта птица плачет, Мы с утра во двор идем
От нее подальше Листья сыплются дождем
Мама дочку прячет. Под ногами шелестят
Как она примчится И летят, летят, летят.
Все вокруг темнеет, (Листопад)
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)

1.Выделение парных согласных звуков из слов по предметным картинкам ( в начальной позиции), например, дрова, труба.
2. Сравнение «Т», «Д» по артикуляции (сходство и различие).
3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация Т-Д в слогах (устно - письменно).
4. Рассматривание парных картинок. Анализ слов – паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно – письменно).
дачка-тачка душ - тушь
дом- том удочка - уточка
дочка-точка кадушка – катушка

а) Проверь себя. Умеешь ли ты правильно обозначать буквой парный согласный звук в конце слова? Вставь пропущенные буквы:

Ко…, Ле…, Робо…, Поез…, Робо…, Хвос…
Тор…, Мос…, Хворос…., Кро…, Ро…, Дроз…

б) Вставь пропущенную букву, составь с каждым словом предложение.

…ома, …очка, …има, …ачка, …ушка, …ам, …ом, ка…ушка,
ко…, во…а, ла…ы, пло…, …уш, …уша, ва…а.

5. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:

У Аленушки на сердце … .
На крыльце подгнила … . (доска, тоска).
Ветер … последние листья.
Придвинь гостю … . (стул, сдул).
Брат … экзамен.
Я … хорошим учеником. (сдал, стал).

6. Найти ошибку в стихотворении:
Поэт, придумав строчку,
В конце поставил дочку.
7. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т, д):

Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил,
туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.

8. Добавить недостающий слог та или да:
а) устно – с перекидыванием мяча;
б) письменно:
лопа -, приро -, ребя -, воро -, горо -, мач -, боро -, гуся -, темно, меч -,посу-, глухо-, свобо-, просту-, звез-, холо-, бесе-, кар-.

9.
- прочитай, выделяя парные согласные (голосом, жестом / - \);
- спиши, выделяя «Т» _ , «Д» =;
- выучи стих, скороговорку на выбор.

Стихи:
Татьяна Сперанская «Веселая азбука», Краснодар, «АлВи-дизайн»,2010.
1. 2.
Вот двойняшки Дима с Диной Дождь закапал. Детвора
Пьют душистый чай с малиной. Разбежалась со двора.
Любит Даша дынный торт, Дятел долбит древний дуб,
А Денис конфеты «Спорт». А ко мне друзья идут.
3.
Вместе весело играем, Распустился ландыш в мае
Вместе взрослым помогаем. В самый праздник, в первый день.
Мы привыкли дружно жить, Май цветами провожая,
С детства дружбой дорожить. Распускается сирень.
4.
А придет беда порой На дворе трава,
Друг за друга мы горой! На траве – дрова,
Друг всегда тебе поможет, Не руби дрова
Мы растем и дружба тоже. На траве двора.
С.Я.Маршак.
5. 6.
Ладушки, ладушки, Дождик-дождик, поливай -
Испечем оладушки. Будет хлеба каравай.
На окно поставим, Дождик-дождик, припусти -
Остывать оставим. Дай капусте подрасти.
Немного погодим, Дождик-дождик, веселей!
Всем оладушек дадим. Капай, капай, не жалей!
Всем по одному, Только нас не замочи,
Лешеньке – два. Зря в окошко не стучи!

Хороший друг – это настоящий клад. Старый друг лучше новых двух.

Дифференциация парных согласных «Ть-Дь»

1. Выделить мягкие фонемы из слов в начальной позиции.
2.Прочитать слоги типа:
Те-де; те-де-те; ади-ати…
3.Записать их под диктовку.
4.Сопотавит слова- паронимы по смыслу и звучанию:
день – тень следит – слетит
дело – тело ходите – хотите
5.Выделить мягкие фонемы из слов – поднять соответствующие буквы:
затихли, задел, тени, стекла, дивный, стихи, сеять, делить, девять, мать, лебеди, молодец, тетерев, надевать, дежурить, множитель, вдеть.

6. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию ть – дь):
Ветер, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, темный, стенка, деньки, гости, летит, неделя, октябрь, картинка, середина, пластинка, лошади, разбудил.

7. Изменить слова по образцу:
а) устно – с перекидыванием мяча;
б) письменно.
Образец: войти – войдите.
Погляди - …, иди - …, отойди - …, найди - …,
Приходи - …, уведи - …, проследи - …, наряди - …,
Зайди - …, перейди - …, погоди - … .

Дифференциация «Т» – «Д»; «Ть» – «Дь».

8. Четко произнести чистоговорку:
Дятел на суку сидит,
дятел дерево долбит.
День долбит, два долбит –
носом в небо угодит.
9. Списать, вставляя пропущенные буквы:
-е-и гос-или у -е-и в -еревне. –я-я угос-ил -е-ей ме-ом. Ребя-ишки пус-или ло- очку по во-е. Скоро при-е- ле-о. -е-и пой-у- в лес за яго-ами. –у- -убы. Бу- у- и желу-и.

10.Прочитать загадку, вставляя буквы Т, Д:
У ро-и-елей и -е-ок
Вся о-еж- а из моне-ок.
11. Тексты для графического диктанта.
Тают льдинки на стекле.
Дикая утка ведет утят.
Сова видит в темноте.
Категория: Дисграфия | Добавил: дед
Просмотров: 3279 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Моя кнопка
ЛОГОПЕДиЯ

О развитии ребенка
[03 Мар 2011]
Закрытие коррекционной школы-интерната 8 вида (9)
[13 Ноя 2011]
Моя профессия - логопед! (5)
[22 Фев 2012]
Награда и эстафета "Чудо-блог" (0)
[05 Фев 2013]
Раннее речевое развитие (0)
[05 Фев 2013]
Эффективные упражнения для развития ребенка (0)

Новое на форуме
  • Правила получения сертификата (123)
  • Помог ли сертификат сайта в получении стимулирующих выплат? (6)
  • Внешний вид логоеда (1)

  • Картинки в помощь
    Фото пользователей [25]
    Сюда вы можете добавлять свои фото
    Мишки Тедди [96]
    Артикуляционная гимнастика [9]
    Артикуляционные профили [24]
    Автоматизация звуков [537]
    Словарный запас [370]
    Пособия своими руками [18]
    Моя работа [5]

    Развитие речи

    Посоветовать другу

    Новый опрос
    Помог ли сертификат сайта в получения стимулирующих выплат
    Всего ответов: 34
    Предлагаю обсудить эту тему на форуме

    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 244

    Опрос
    Кто на сайте?
    Всего ответов: 387

    Опрос
    Как Вы попали на мой сайт?
    Всего ответов: 313

    Друзья
    Маленькая страна” сайтМолчановой Н.Н.«Пёстрый Портфель» Учитель-Учителю  Фатхутдинова Ильсияр-мир особых детей Учительский портал Высшая школа делового администрирования

    Статистика
    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Топ пользователей

    Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Поиск

    Логопедическая помощь
    Подписаться письмом
    ЛОГОПЕДиЯ © 2017 При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна Конструктор сайтов - uCoz
    Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Наш сайт в каталоге Главной Московской доски объявлений 495RU.ru GlavBoard.ru Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU